УТВЕРЖДЕНО: Приказом заведующего МАДОУ «Детский сад № 92» КГО от «29» августа 2024 г. № 76-од ПРИНЯТО: на заседании Совета педагогов МАДОУ «Детский сад № 92» КГО « 29 августа» 2024г. Протокол № 1 Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Умелые пальчики»» Возраст - 5-7лет Срок реализации - 2 года Руководитель: Мухина А.А. Педагог дополнительного образования МАДОУ «Детский сад № 92» КГО 2024 г. 1 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка 3 1.1. Направленность Программы 3 1.2. Актуальность Программы 4 1.3. Цели, задачи, принципы и подходы к формированию 5 Программы 1.4. Возраст детей, их особенности 12 1.5 Сроки реализации 13 1.6. Формы обучения 13 1.7. Планируемые результаты освоения Программы 14 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Учебно-тематический план 16 2.2. Содержание изучаемого курса 18 2.3. Методическое обеспечение программы 20 2.3.1. Форма занятий 20 2.3.2. Технологии образовательного процесса 25 2.3.3. Методы и приѐмы организации образовательного процесса 25 2.3.4. Учебно – методический комплекс 25 2.3.5 Педагогический инструментарий оценки эффективности26 программы 2 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка 1.1. Направленность программы В Федеральном законе от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» говорится о том, что оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительная общеразвивающая программа «Юные конструкторы» (далее - Программа) разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании); 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р); 3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242; 5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; 6. Устав МАДОУ «Детский сад № 92» КГО утверждѐн приказом Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодѐжи администрации Камышловского городского округа от 11 марта 2019 г. № 122). Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92» Камышловского городского округа (далее – МАДОУ) осуществляют образовательную деятельность в интересах личности ребенка, 3 общества и государства, обеспечивают охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования. Программа направлена на: - формирование у детей эстетических потребностей: созерцать красоту окружающего мира, отображать ее с помощью доступных художественных эталонов; - обучение детей экспериментировать с цветом в процессе работы над художественным образом (выделять цвета и оттенки, смешивать цвета для получения оттенков, сравнивать их, сопоставлять, составлять из них композиции); - развивать у детей композиционные умения в различных видах изобразительного творчества; - формирование у детей изобразительных, конструктивных, пластических умений в процессе работы с различными художественными материалами и инструментами. Программа учитывает индивидуальные потребности воспитанников, связанные с их жизненными ситуациями и состоянием здоровья, определяющими особые условия получения ими образования, возможности освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы на разных этапах ее реализации. 1.2. Актуальность программы Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается еѐ развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребѐнок». Все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественнотворческие способности, ребѐнок создаѐт новые работы (рисунок, аппликация, поделки из различного материала). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своѐм эстетическом развитии проходит путь от 4 элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребѐнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу творчества. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Новизна Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. 1.3. Цели, задачи, принципы и подходы к формированию Программы Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами художественно-творческой деятельности Задачи: 1. Обучать детей элементарным навыкам и умениям изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях; 2. ознакомить детей с разнообразными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов; 5 3. 4. 5. 6. 7. 8. формировать специальные графические умения и навыки (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от листа бумаги); развивать у детей умение создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая темы, материал, способы лепки, приемы декоративного оформления; создавать условия для формирования творческой активности, художественного вкуса; развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер; формировать чувство цвета; воспитывать выдержку, волевые усилия, способность быстро переключать внимание; Методологические подходы к формированию Программы: личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий: в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации; организация воспитательного процесса основывается на субъектсубъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения; воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач; воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке 6 фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок; задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин); личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе воспитания и обучения как с позиции педагога, так и с позиции ребенка. Организация такого процесса воспитания и обучения предполагает наличие руководства, формула которого у М.Монтессори определена как «Помоги мне сделать это самому». В соответствии с данной установкой педагога видят совю миссию в том, чтобы помочь обучающимся стать людьми: любознательными и пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания, думающими, коммуникативными, непредубежденными и обладающими широким кругозором, способными принимать решения и отвечать на вызов, разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии; индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания; деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; 7 видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность; - компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач: решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками; объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы; ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы; ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы; решать проблемы, связанные с реализацией определѐнных социальных ролей. - диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений; - культурно-исторический подход заключается в том, что в развитии ребѐнка существуют как бы две переплетѐнные линии. Первая следует путѐм естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через овладение ребѐнком «психологическими орудиями», знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и языком; - системно-деятельностный подход заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребѐнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребѐнка в условиях созданного 8 спектра специфических видов детской деятельности; - системный подход – как методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. К основным принципам системного подхода относятся: целостность, позволяющая рассматривать систему как единое целое, в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями; иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов нижестоящего уровня - элементам вышестоящего уровня; структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры; множественность, позволяющая использовать множество моделей для описания отдельных элементов и системы в целом; наличие системообразующего элемента, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом; обратная связь, которая позволяет получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вносить необходимые изменения; - возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец), формированию ответственности, справедливости и других качеств; - средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и 9 развитии личности ребенка. Например, под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник; проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. В таком виде образовательная программа содержит ведущую цель и подцели (задачи), конкретизирующие образовательную деятельность ДОО по основным направлениям (которые оформлены как подпрограммы). Важным для проблемного подхода является проектирование и реализация деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями образовательной организации, интересами общества (запросами родителей) и потребностями ребенка; - культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом. В культурологической парадигме возможно рассматривать содержание дошкольного образования как вклад в культурное развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка. Использование феномена культурных практик в содержании образования в рамках его культурной парадигмы вызвано объективной потребностью: расширить социальные и практические компоненты содержания образования. Культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры. Кроме того, культурологический подход позволяет описать игру дошкольника с точки зрения формирования пространства игровой культуры, 10 как культурно-историческую универсалию, позволяющую показать механизмы присвоения ребенком культуры человечества и сформировать творческое отношение к жизни и своему бытию в мире. Идея организации образования на основе культурных практик свидетельствует о широких и неиспользуемых пока возможностях как культурологического подхода, так и тех научных направлений, которые его представляют – культурологии образования и педагогической культурологии Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учѐтом следующих принципов: 1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой; 2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребѐнка; 3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; 4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приѐмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребѐнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребѐнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; 5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учѐт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий; 6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков; 7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей. 11 8) - максимальная вариативность использования предложенного содержания (в кружковой, в индивидуальной работе, самостоятельной двигательной деятельности); Руководство данными принципами обеспечило единство целей, задач, организационных форм, средств и методов обучения и содержания Программы. 1.4. Возраст детей, их особенности Возрастная категория детей от 5 до 6 лет. В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Возрастная категория детей от 6 до 7(8) лет. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по «сырому» и «сухому», использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги 12 разных оттенков. Используя в аппликации природный материал, дошкольники создают фигурки людей, животных, героев литературных произведений. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7(8) годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. 1.5. Сроки реализации Программа рассчитана на два года обучения. Продолжительность образовательного процесса: сентябрь — май (каникулярный период – период государственных новогодних каникул) Обучение детей происходит поэтапно: Первый год обучения – старшая группа (5 - 6 лет); Второй год обучения – подготовительная к школе группа (6 -7 лет). 1.6. Формы обучения Основной формой организации обучения является непосредственная организованная образовательная деятельность, которая проводится в соответствии с программой. 13 Формы организации деятельности: 1. Фронтальная: образовательная деятельность проводится со всей группой детей, внутри которой каждый выполняет задание самостоятельно. 2. Групповая: совместное выполнение задания несколькими детьми. 3 Смешанная: сначала дети выполняют задание все вместе, а затем по частям (парами, тройками, звеньями). Количество занятий: - 1 в неделю/2 половина дня - 4 в месяц - 34 в год Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СП 2.4.3648-20 и составляет: Обучение детей происходит поэтапно: Первый год обучения – старшая группа (5 - 6 лет); Второй год обучения – подготовительная к школе группа (6 -7 лет). 1.7. Планируемые результаты освоения программы Модуль «Лепка из солѐного теста» Ребѐнок знает различные формы сочетания материалов с лепными деталями из соленого теста основные понятия и термины; свойства изученных материалов; ребѐнок при работе с соленым тестом, применяет знания способов и приемов лепки, умеет использовать дополнительные приспособления, применение различных эффектов (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста). Модуль «Основы цветоведения». Ребѐнок использует нетрадиционные техники рисования (монотипия, кляксография, рисование по мокрому, растягивание краски гофрированным картоном, рисование поролоном). ребѐнок создаѐт цвет и его оттенки для создания рисунков. ребенок имеет представление о роли цвета в окружающей жизни. ребенок имеет представление об основных, промежуточных, теплых и холодных, контрастных цветах. Знаком со свойствами цвета (тоном, оттенком). ребенок приобрел навыки накладывания одной краски на другую, смешивания краски, используя палитру для получения необходимого цвета, оттенка. Передаѐт цветовую гамму соответствующую определенному времени года, состоянию погоды. 14 ребенок ознакомлен с понятиями: цветовой круг, тон, оттенок, насыщенность, светлота, контраст, колорит. Модуль «Изонить». ребенок имеет представление о правилах работы с изонитью и последовательностью работы над окружностями, треугольниками, квадратами, ромбами; о прямом, остром, тупом углах; о сантиметре и миллиметре на обычной линейке. ребенок владеет навыком отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла; ребенок умеет дорисовывать изображение после вышивки угла; укреплять нить с обратной стороны; выполнять узор, состоящий из трех углов, на узкой стороне картона; определять направление углов; отмечать отверстия на картоне по отметкам на трафарете; пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла; ребенок умеет моделировать создавать узоры из углов и окружности путем накладывания их друг на друга; ребенок самостоятельно дополняет или изменяет рисунок, владеет приемом накладывания длинных хорд на короткие, светлых нитей на темные; ребенок создаѐт свои композиции. Модуль «Батик» ребенок использует художественные материалы и инструменты (краски, графические материалы, красители для ткани); ребенок сознательно выбирает расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию; ребенок передаѐт фактуру, декорирует, создаѐт несложные орнаменты; ребенок сознательно выбирает средства выражения замысла; у ребенок развита наблюдательность и фантазия; ребенок решает художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом; ребенок делает наброски с натуры и по наблюдению; ребенок изображает природу, передавая пространственное положение предметов; ребенок передаѐт собственное отношение к изобразительным объектам или событиям; ребенок использует возможности композиции, рисунка, цвета; Организационные формы работы на занятиях определяются педагогам в соответствии с поставленными целями и задачами. Форма 15 организации процесса обучения: занятия организуются в подгруппах, сформированных с учѐтом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, работа в парах и индивидуальная. 16 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Учебный план При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы с детьми. В середине занятия статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы. Модуль 1. Лепка из солѐного теста 2. Основы цветоведения 3. Изонить 4. Батик Итого 1 год обучения 2 год обучения Итого по программ е (общее кол-во часов) Колво теорет . часов Кол-во практи ч. часов Кол-во теорет. часов Кол-во практич. часов 4 5 4 5 18 3 5 3 5 16 4 4 15 4 3 17 4 4 15 4 3 17 16 14 64 Промежуточная аттестация Кол-во открытых занятий Кол-во отчѐтн ых выстав ок 4 4 Мон итор инг 1 17 2.2. Содержание изучаемого курса программы Первый год обучения Старшая группа (5 – 6 лет) № Содержание занятий Дата НОЯБРЬ 1. «Яблонька» (лепка из солѐного теста) 2. «Корзина с яблоками» (лепка из солѐного теста) 3. «Снежинка» (изонить) 4. «Ёлочка» (изонить) ДЕКАБРЬ– январь 1. «Ёлочка с игрушками» (лепка из солѐного теста) 2. « Снегирь» (лепка из солѐного теста) 3. «Шагает Дед Мороз» (коллективная работа – лепка/изонить) – 3часа ФЕВРАЛЬ 1. «Мой папа – солдат» (лепка) 2. «Масленица» (лепка из солѐного теста – коллективная работа) – 2 часа 4. МАРТ 1. «Цветы для мамы» (изонить) – 2 часа 2. «Подснежники» (лепка из солѐного теста) 3. «Золотая рыбка» (лепка из солѐного теста) 4. «Рыбка» (изонить) АПРЕЛЬ 1. «Кит» (лепка) 2. « Морское дно» (лепка – коллективная работа) – 3 часа МАЙ 1. «Одуванчики» (коллективная работа) 2. «Бабочка» (лепка из солѐного теста/ниткография) – 2 часа 18 Второй год обучения Подготовительная группа (6-7 лет) № Содержание занятий НОЯБРЬ 1. «Петушок и цыплѐнок» (игрушка, лепка, цветоведение) - 2 часа 2. «Зайчик» (игрушка, лепка, цветоведение) - 2 часа 3. «Панда» (игрушка, лепка, цветоведение) - 2 часа ДЕКАБРЬ 1. «Новогодняя открытка» (батик, цвет) – 2 часа Дата ЯНВАРЬ 3. «Натюрморт» (батик, цвет) – 2 часа ФЕВРАЛЬ 1. «Галстук для папы» (батик, цвет) – 2 часа МАРТ 1. «Шарфик для мамы» (батик, цвет) – 2 часа 2. «Домик» (изонить)- 1 час 3. «Морковка» (изонить)- 1 час АПРЕЛЬ 1. «Закладка» (изонить)- 1 час 2. «Зайчик» (изонить)- 1 час 3. «Птица» (изонить) – 2часа МАЙ 1. Композиция ―Деревья‖(батик) 2. «Рыбка» (изонить) 19 2.3. Методическое обеспечение 2.3.1 Форма занятий Модуль «Лепка из солѐного теста» Обучение лепке из солѐного теста подразделяется на три этапа. На первом этапе у дошкольников идет развитие элементарной грамотности, посредством усвоения заложенного в программе объема знаний. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый воспитателем дети, перенимая опыт, приобретают начальные умения. На втором этапе – функциональная грамотность. На третьем этапе у детей формируется начальная общекультурная компетентность, то есть качества личности. Здесь решаются такие задачи, как самостоятельное освоение новых видов деятельности, способов решения поставленных проблем, проявление своей индивидуальности, самостоятельный подход к работе, развитие потребности в самоусовершенствовании и дальнейшем саморазвитии. На первых занятиях педагог диагностирует уровень подготовленности воспитанников с учетом их возрастных и психофизических особенностей для определения программы обучения. Организационные формы работы на занятии определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами, а формы подведения итогов могут быть и различные конкурсы, тематические выставки, мастерклассы, праздничное чаепитие, игры и т.д. Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на: словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка); наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей, экскурсии); практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами). Используемые приемы лепки: «разминание» — надавливание руками и пальцами на кусочек теста. «отщипывание» — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его. 20 «шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать. «сплющивание» — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. При организации работы используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ (фотоальбом лучших работ кружка и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий, отдельные методические аспекты необходимые для проведения занятий). Модуль «Основы цветоведения». Содержание раздела ориентировано на знакомство детей с основным средством выразительности изобразительного искусства - цветом. Данный раздел включает три направления: «Цветовое восприятие мира». «Цветовая грамота». «Работа с цветом». «Цветовое восприятие мира»: На этом этапе педагог знакомит детей с ролью цвета в окружающей жизни. Формирует представления о том, что с помощью цвета художник может передать время года, часть суток, состояние погоды, пространство, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому объекту. Владея цветовой культурой, художники учитывают воздействие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие. «Цветовая грамота»: На занятиях по изобразительной деятельности используя задания по цветоведению, педагог знакомит детей с основными, промежуточными, теплыми и холодными цветами, цветовым кругом, тоном, оттенком, насыщенностью, светлотой, контрастом, колоритом. Цветовой круг поможет лучше понять, как цвета взаимодействуют друг с другом. Дети видят, как цвет постепенно переходит в другой, образуя множество промежуточных цветов и оттенков. Основные цвета — красный, синий и желтый. Если смешивать основные цвета попарно, то образуется группа новых цветов, которые называются смешанными. Теплые и холодные цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, она ассоциируется с огнем. Холодной — сине-голубая, которая ассоциируется с водой, льдом. Зеленый цвет относится к нейтральным. Холодная гамма 21 создает впечатление успокоенности и отдаленности пространства. Теплая гамма дарит нам ощущение радости, энергии, активности. цветовой тон — это качество цвета, которое определено его названием (красный, оранжевый, желтый, зеленый). насыщенность — степень выраженности определенного цвета. светлота — относительная яркость цвета по отношению к образцу (светлее — темнее), которая может быть выражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основной цвет. В живописи контраст используется для передачи противоположных начал, таких, например, как грусть и радость, светлое и темное, теплое и холодное. Они подчеркивают яркость друг друга. Колорит - знание цветовых сочетаний особенно необходимо при подборе цвета фона основного изображения. «Работа с цветом». Работа педагога направлена на приобретение детьми навыков накладывания одной краски на другую, смешивания краски, используя палитру для получения необходимого цвета, оттенка. получать промежуточные цвета, смешивая основные; создавать теплую и холодную цветовую гамму; составлять новый цветовой тон на палитре путем разбеливания, добавления черного учить получать различные оттенки одного цвета. Учить детей передавать цветовую гамму соответствующую определенному времени года, состоянию погоды, части суток, воздушной перспективы, создания сказочных образов, передачи характера, настроения. Модуль «Изонить» Педагогическая целесообразность разработки данного модуля заключается в идее использования изонити - одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей. Задачи по развитию у детей математических представлений: Формировать у детей представление о разных углах: величине, длине сторон. Формировать у детей представление о об окружности, хорде разной длины и ее направлении. Упражнять детей в количественном и порядковом счете. Формировать представление у дошкольников о том, что количество не зависит от расстояния. Закрепить понятие, что результат количественного счета 22 не зависит от начала отсчета и направления счета. Дать понятие о точке отсчета. Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа. Дать понятие о середине, центре, вершине, крае. Задачи по сенсорному развитию: Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет к фону. Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия. Задачи по умственному воспитанию: Развивать абстрактное мышление. Обучить плоскостному моделированию — умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций. Закрепить понятие «зеркальное изображение». Задачи по физическому развитию: Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения. Развивать координацию движений рук под контролем глаз. Задачи по речевому развитию: Развивать активный и пассивный словарь детей. Развивать объяснительную и доказательную речь. Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов. Модуль «Батик» Основными формами образовательного процесса являются: практические занятия на кружке, выставки. На занятиях предусматриваются следующие формы организации образовательной деятельности: индивидуальная (ребенку дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми детьми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение воспитанников на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов выставки. Исходя из психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики: освоение знаний, умений и навыков идет с помощью активизации эмоциональной сферы интереса, вызванного желанием освоить технологию понравившегося изделия; нацеленность на конечный результат – изделие, позволяет мобилизоваться, сконцентрировать усилия, развивать способность к самостоятельности; 23 построение обучения от простого к сложному, что способствует созданию для каждого ребенка ситуации успеха; использование проблемного обучения, подразумевающего творческое индивидуальное решение посильных художественных задач. От начала до конца обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. Соответственно, и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. По мере необходимости проводятся консультации, обсуждения, советы, которые легче всего организовать во время итоговых занятий, выставок или конкурсов. Выставочная работа организуется по результатам работы, когда накапливается необходимое количество экспозиционного материала. Все работы отбираются с согласия авторов. 24 2.3.2. Технологии организации образовательного процесса: технология исследовательской деятельности (игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; проблемные ситуации); личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технология (физминутки, подвижные игры). 2.3.3. Методы и приемы организации образовательного процесса игровые (игровые ситуации, дидактические, подвижные игры); наглядные (образцы, таблицы, схемы, карточки); словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог); практические (упражнения, обследования, исследования). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности); частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательский (самостоятельная творческая работа). 2.3.4. Учебно-методический комплекс 1. Бурундукова Л.И. «Волшебная изонить».-М.: Аст- пресс-книга. 2. Воробьева Д.И. «Гармония развития» - С.-П.: Детство-пресс. 3. Дмитриева Е.А. «Подарки: Техники. Приемы. Изделия». - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 год 4. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников». –С.-П.: Детство- пресс. 5. Горичева В. С., Агибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко» 1998г. 6. Горичева. В.С., Филиппова Т. В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». «Ярославль, "Академия и Ко» 2000 г. 7. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение» ,2000г. 8. Кискальт И.А.«Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс» 9. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс» 25 2.3.5 Педагогический инструментарий оценки эффективности программы Объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность воспитанников будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям ДОУ. Для подтверждения результативности Программы разработаны показатели и критерии, которые необходимы для определения уровня освоения и продвижения обучения. Направленные на анализ они помогают своевременно корректировать образовательный процесс. В качестве показателей эффективности могут быть выделены две группы критериев: анализ объекта деятельности и анализ процесса деятельности. Естественно обе группы связаны между собой и позволяют охарактеризовать полученные результаты. Диагностика продвижения, так же как и анализ результативности курса обучения ведется на каждого ребѐнка, при этом учитывается личность и способности конкретного ребенка, что позволяет поддерживать в нем веру в собственные возможности, вовремя выявлять недочеты и корректировать образовательный процесс. При обучении детей анализу и самоанализу их работы не сравниваются и при выполнении заданий поощряются любые успехи. Для выявления уровня развития творческих и коммуникативных способностей разработаны индивидуальные диагностические карты, анализ которых позволяет отследить результативность образовательной программы. В течение учебного года между кружковцами проводятся различные конкурсы, позволяющие сделать выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. В то же время постоянно проходят тематические выставки. Завершением курса обучения является итоговая выставка детского сада призванная показать достижения детей за год. Лучшие изделия отбираются для участия в городских конкурсах, выставках и фестивалях. Завершением курса обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год. А лучшие изделия фотографируются и отбираются для участия в городских и областных конкурсах, выставках, фестивалях. Индивидуальная карточка учѐта результатов обучения по дополнительной образовательной программе Фамилия Имя ребѐнка________________________________________ 26 Возраст ___ Сроки диагностики Показатели 1 год обучения Начало года Конец года 2 год обучения Нач ало года Конец года 3 год обучения Нач ало года Коне ц года 4 год обучения Нача ло года Конец года Планируемый результат 1. Теоретическая подготовка ребёнка теоретические знания владение специальной терминологией 2. Практическая подготовка: практические умения и навыки владение специальным оборудованием и оснащением творческие навыки 27 Диагностическая карта ребенка, посещающего кружок «Умелые пальчики» (изонить) Ф.И. ребенка _________________________________ Таблица №1. Имеет представление О разных углах Об окружности О хорде Ориентируется на плоскости О точке отсчета верх низ слева справа Понимает середина центр вершина край Таблица №2. Различает Холодные и теплые тона Изнаночную и лицевую стороны Умеет составлять изображения предметов и композиций Из углов, треугол ьников. Из окру жно стей Из квадр атов. Из ромб ов. Владеет навыками работы Иголк ой нитк ой лине йкой Знает правила работы с изонить ю. Умеет объясня ть и доказыв ать траф арето м 1- все задания выполняет при помощи воспитателя; 2- знает и понимает правила работы, применяет их на практике, иногда требуется помощь воспитателя; 3- знает и понимает правила работы, применяет их на практике, работу выполняет самостоятельно. Достаточный уровень - ребѐнок знает правила работы с изонитью, но не может применить их на практике - не понимает, как их применить, самостоятельно выполнить работу не может, на каждом этапе обращается за помощью к воспитателю. 28 Средний уровень - ребенок знает и понимает правила работы, может применить их на практике, но иногда путается и обращается за помощью. Высокий уровень - ребенок знает и понимает правила работы, все задания выполняет самостоятельно, помогает другим При проведении диагностики используются такие методы как – беседа, опрос, наблюдение. 29