Дополнительная общеразвивающая программа Развивающие игры

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего
МАДОУ «Детский сад № 92» КГО
от «29» августа 2024 г.
№ 76-од

ПРИНЯТО:
на заседании Совета педагогов
МАДОУ «Детский сад № 92» КГО
« 29 августа» 2024г.
Протокол № 1

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
естестественнонаучной направленности
«Развивающие игры: развитие логического мышления
детей дошкольного возраста»
Возраст - 5-7лет
Срок освоения программы - 2 года

Руководитель:
Щербакова Оксана Сергеевна
Педагог дополнительного образования
МАДОУ «Детский сад № 92» КГО

2024 г.
1

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
3
1.1. Направленность Программы
3
1.2. Актуальность Программы
4
1.3. Цели, задачи, принципы и подходы к формированию 5
Программы
1.4. Возраст детей, их особенности
8
1.5 Сроки реализации
13
1.6. Формы обучения
13
1.7. Планируемые результаты освоения Программы
14
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебно-тематический план
16
2.2. Содержание изучаемого курса
17
2.3. Методическое обеспечение программы
28
2.3.1. Форма занятий
28
2.3.2. Технологии образовательного процесса
29
2.3.3. Методы и приѐмы организации образовательного процесса
29
2.3.4. Учебно – методический комплекс
30
2.3.5 Педагогический инструментарий
оценки эффективности32
программы
2.6. Список используемой литературы
37

2

1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
В Федеральном законе от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании
в РФ» п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»
говорится о том, что оно направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления
здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное
образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивающие игры»
(далее
- Программа) разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ с изменениями (далее – Закон об образовании);
2. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015
№09-3242;
5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного
врача от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными
постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
6. Устав МАДОУ «Детский сад № 92» КГО утверждѐн приказом
Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодѐжи
администрации Камышловского городского округа от 11 марта 2019 г.
№ 122).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 92» Камышловского городского округа (далее – МАДОУ)
осуществляют образовательную деятельность в интересах личности ребенка,
3

общества и государства, обеспечивают охрану здоровья и создание
благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том
числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и
получении дополнительного образования.
Программа направлена на:
 создание
эффективной
системы
выявления
и
развития
индивидуальных способностей, заложенных в ребенке, креативности,
самостоятельности, интеллектуального совершенствования детей
дошкольного возраста;
 формирование и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка и
его самореализации в деятельности;
 удовлетворение потребностей дошкольников в соответствии с их
интересами и запросами родителей (их законных представителей);
Программа учитывает индивидуальные потребности воспитанников,
связанные с их жизненными ситуациями и состоянием здоровья,
определяющими особые условия получения ими образования, возможности
освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы на
разных этапах ее реализации.
1.2. Актуальность программы
Игра в детском возрасте – норма, ребѐнок должен играть, даже если он
делает самое серьѐзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей
в активной деятельности, это средство познания окружающего мира.
Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников
проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные
условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребѐнка.
Я.А.Коменский считал, что игра – не только вид деятельности
дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и
воспитания. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении
человека, сензитивный период для развития многих психических процессов.
Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех
анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга,
установление связей между ними. Это создаѐт благоприятные условия для
начала формирования у ребѐнка внимания, памяти, мыслительных операций,
воображения, речи. Полноценное развитие интеллектуальных способностей
важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалѐком
будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном
возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в
образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития
интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему
остаѐтся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым
интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в
собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие
4

качества личности и высокая культура мышления помогают ребѐнку
адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Большую роль в будущей жизни ребѐнка – дошкольника играют
творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности
уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки,
обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес
ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но
вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального
окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск
новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей
дошкольного возраста привѐл к решению данной проблемы посредством
развивающих игр Воскобовича, Дьенеша; технологии ТРИЗ (автор: Г.С.
Альтшуллер).
Использование развивающих авторских игр и технологий, позволяет
организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.
Настоящая программа описывает курс развития интеллектуально –
творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.3. Цель, задачи, принципы и подходы к формированию
Программы
Цель программы: развитие интеллектуально – творческих
способностей дошкольников посредством развивающих игр Воскобовича,
Дьенеша; дидактического пособия «Логико-малыш».
Задачи программы:
Развивающие:
 Развивать воображение и творческое мышление.
 Развивать мелкую моторику.
 Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и
отношения предметов. Развивать логическое мышление. Учить решать
логические задачи.
 Развивать
интеллектуальные
способности:
логику
мыслей,
рассуждений, смекалку и сообразительность.
 Развивать познавательные способности: умения устанавливать связи и
зависимости между действием и получаемым результатом,
обосновывать логику перехода к следующему действию, выражать в
речи результаты практических и умственных действий.
 Повышать уровень социально-педагогической культуры родителей
через их привлечение к участию в теоретических и практических
занятиях и мероприятиях.
Образовательные:
 Развивать элементарные математические представления в области
количество и счѐт и величина.
5

 Развивать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал и геометрических телах: шар, куб.
Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и
осязательно-двигательного анализаторов. Познакомить с ромбом,
трапецией, конусом, призмой, пирамидой.
 Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине;
систематизировать, располагая в возрастающем и убывающем порядке.
Развивать умение сравнивать предметы опосредованно – с помощью
условной меры.
 Формировать
элементарные
геометрические
представления:
познакомить с основными геометрическими понятиями, учить
ориентироваться в простейших геометрических ситуациях.
 Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать в разных
направлениях. Учить создавать из бумаги объѐмные фигуры.
 Совершенствовать умение пространственнойориентации.
 Формироватьтехническое мышление: умение ориентироваться по
схеме, модели, рассуждать с опорой на них. Развивать умение
действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, составлять
свои модели.
 Познакомить
родителей
с
возможностями
формирования
математических представлений у детей в условиях семьи.
Воспитательные:
 Воспитывать у детей интерес к занимательной математике.
 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку
трудиться сообща (в парах и подгруппой).
 Воспитывать настойчивость, целеустремлѐнность в достижении
конечного результата.
 Привлекать родителей к активному участию в образовательновоспитательном процессе через внедрение инновационных форм в
практику работы с семьѐй.
Принципы и подходы по реализации Программы
Методологические подходы к формированию Программы:
 личностно-ориентированный подход, который предусматривает
организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие
личности ребенка является главным критерием его эффективности.
Механизм реализации личностно-ориентированного подхода –
создание условий для развития личности на основе изучения ее
задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания
уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы,
права на уважение.
 личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе
воспитания и обучения как с позиции педагога, так и с позиции
ребенка. Организация такого процесса воспитания и обучения
6

предполагает наличие руководства, формула которого у М.Монтессори
определена как «Помоги мне сделать это самому».
 индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника
определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор
методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с
учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития
способностей воспитанников.
 деятельностный
подход,
связанный
с
организацией
целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного
процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями;
видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая,
художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами
развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при
включении в образовательную деятельность;
 компетентностный подход, в котором основным результатом
образовательной деятельности становится формирование готовности
воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения
актуальных задач.
 диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий
становление личности, развитие ее творческих возможностей,
самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с
другими людьми, построенных по принципу диалога, субъектсубъектных отношений;
 культурно-исторический подход заключается в том, что в развитии
ребѐнка существуют как бы две переплетѐнные линии. Первая следует
путѐм естественного созревания, вторая состоит в овладении
культурными способами поведения и мышления. Развитие мышления и
других психических функций происходит в первую очередь не через их
саморазвитие, а через овладение ребѐнком «психологическими
орудиями», знаково-символическими средствами, в первую очередь
речью и языком;
 системно-деятельностный подход заключается в следующем:
личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется
характером организации их деятельности.
 системный подход – как методологическое направление, в основе
которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества
элементов в совокупности отношений и связей между ними.
 возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает
ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на
закономерности развития личности ребенка (физиологические,
психические, социальные и др.), а также социально-психологические
особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным
7

составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития
детей.
 средовой подход, предусматривающий использование возможностей
внутренней и внешней среды образовательного учреждения в
воспитании и развитии личности ребенка.
 проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной
программы с позиций комплексного и модульного представления ее
структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и
детским видам деятельности, организация которых будет
способствовать достижению соответствующих для каждой области
(направления развития ребенка) целевых ориентиров развития.
 культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе
культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет
выбирать технологии образовательной деятельности, организующие
встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне
определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее
творцом.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с
учѐтом следующих принципов:
1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость
раннего выявления детей с функциональными и органическими
отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку
адекватного логопедического воздействия – с другой;
2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С.
Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том,
что обучение должно вести за собой развитие ребѐнка;
3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в
структуре одного занятия;
4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что
педагог должен предусматривать в своей работе приѐмы
активизации познавательных способностей детей. Перед ребѐнком
необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он
опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более
интенсивному
психическому
развитию
дошкольников
и
предусматривает понимание ребѐнком материала и успешное
применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий
учѐт возрастных, физиологических особенностей и характера
патологического процесса. Действие этого принципа строится на
преемственности двигательных, речевых заданий;

8

6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям
по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и
широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с
целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов
детей.
Руководство данными принципами обеспечило единство целей, задач,
организационных форм, средств и методов обучения и содержания
Программы.

1.4. Возраст детей, их особенности
Программа рассчитана на детей в возрасте 5 – 7 лет, посещающих
дошкольные образовательные учреждения
Группы сформированы по возрастам: старшая группа ( 5-6 лет) и
подготовительная к школе группа (6-7лет)
Количественный состав 10-12 детей.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры
и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно
взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать
подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни
роли становятся для них более привлекательными, чем другие.. Наблюдается
организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой
«центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч
рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это
жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к
фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные
изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью
композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив,
существенными изменениями. Изображение человека становится более
детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о
половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного
человека.
9

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в
которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные
детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в
зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом
обследования образца. Дети способны выделять основные части
предполагаемой
постройки.
Конструктивная
деятельность
может
осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется
конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут
конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть
сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа
конструирования: 1) от природного материала к художественному образу
(ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя
его различными деталями); 2) от художественного образа к природному
материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы
воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют
не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые
оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают
величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или
убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать
трудности при анализе пространственного положения объектов, если
сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного
расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях
восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно
если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом
противоположных признаков
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения
окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять
адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить
схематизированные представления, которые возникают в процессе
наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие
представления детей о системе признаков, которыми могут обладать
объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования
различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений):
представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и
уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о
развитии и т. д.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой
словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще
отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по
10

признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться
операции логического сложения и умножения классов. Так, например,
старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два
признака: цвет и форму (материал) и т. д дети старшего дошкольного
возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения,
если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять
достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации.
Продолжают
развиваться
устойчивость,
распределение,
переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные
звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность
речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют
практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в
игровой деятельности; структурированием игрового пространства;
дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся
высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного
способа обследования образца; усвоением обобщенных способов
изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм
объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных
средств (схематизированные представления, комплексные представления,
представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,
причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастные особенности детей
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы
начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие
характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение
ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся
более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается
взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько
11

центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом
дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому
пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой
части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры
требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя
новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений,
передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их
цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками
мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос,
военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс,
балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка,
комната и т. д. Изображение человека становится еще более
детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках,
глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена
различными деталями.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени
осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно
владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек;
не только анализируют основные конструктивные особенности различных
деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им
объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и
пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной
ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал.
Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой
будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее
выполнения; способны выполнять различные по степени сложности
постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте
дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и
придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный
вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их
пространственных представлений. Усложняется конструирование из
природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции
по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные
отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда
могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается
образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений
затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но
они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками
ситуации.
12

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей
развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К
концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
1.5. Сроки реализации
Программа рассчитана на два года обучения.
Продолжительность образовательного процесса: сентябрь — май
(каникулярный период – период государственных новогодних каникул)
Обучение детей происходит поэтапно:
1 этап – старшая группа (5 - 6 лет);
2 этап – подготовительная к школе группа (6 -7 лет).
1.6. Формы обучения
Основной формой организации обучения является непосредственная
организованная образовательная деятельность, которая проводится в
соответствии с программой «Развивающие игры: развитие логического
мышления у детей дошкольного возраста»
Формы организации деятельности:
1. Фронтальная: образовательная деятельность проводится со всей
группой детей, внутри которой каждый выполняет задание самостоятельно.
2. Групповая: совместное выполнение задания несколькими детьми.
3 Смешанная: сначала дети выполняют задание все вместе, а затем по
частям (парами, тройками, звеньями).
Количество НОД:
- 1 в неделю/2 половина дня
- 4 в месяц
- 36 в год
13

Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает
допустимого объема, установленного СП 2.4.3648-20 и составляет:
1 этап (старшая группа) - 25 минут (1 академический час);
2 этап (подготовительная к школе группа) – 30 минут (1 академический
час.

1.6. Планируемые результаты освоения программы
Раздел «Волшебные блоки»
1) у детей сформируются умения
кодировать и декодировать
информацию;
2) проявится
интерес
к
исследовательской
деятельности,
к
экспериментированию;
3) проявиться интерес к организации знакомых игр с небольшой группой
детей;
4) выделять в геометрических фигурах одновременно два - три признака
цвета, формы и величины.
Дети научатся:
1) классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам:
цвет, форма, величина;
2) моделировать, давать характеристику геометрическим фигурам с
помощью наглядных моделей;
3) конструировать по схеме;
4) планировать действия.
Раздел: «Сказочные лабиринты игры»
Дети научатся:
1) правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник,
квадрат, прямоугольник), называет их структурные компоненты (угол,
вершина, сторона);
2) рисовать геометрические фигуры по заданным точкам;
3) составлять по силуэтной схеме фигуры из частей;
4) сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру,
5) группировать их по признакам;
6) делить целое на части, сравнивать их между собой;
7) воспринимать количество независимо от расположения и цвета;
8) составлять целое из частей;
9) понимать пространственные отношения;
10) рисовать изображения с помощью графического диктанта;
конструировать силуэты из геометрических фигур по схеме, и
14

собственному замыслу; считает до 10 и более, понимает итог счета как
обозначение количества предметов;
11) концентрироваться при выполнении определенных мыслительных
операций и доводить начатое дело до конца;
12) словарного запаса повышен и расширен спектр используемых
речевых конструкций;
13) совершенствуется речь, внимание, память, воображение; хорошо
развита мелкая моторика рук.
Раздел: «Логико-малыш»
Дети научатся:
1) определять закономерности и выполнять задание по данной
закономерности;
2) классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить
общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и
оценивать свою деятельность;
3) путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи,
выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые
задания;
4) быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные
вопросы;
5) выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти;
6) выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в
схематическом изображении графических заданий;
7) ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями
добиться результата.
Критерии и способы определения результативности
Результативность образовательной программы «Развивающие игры:
развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» проводится
в виде педагогической диагностики уровня развития логического мышления
раз в год (в мае).
Формы
подведения
итогов:
итоговое
занятие.
Диагностика
математического развития (автор Н.В. Верещагина).

15

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебно-тематический план
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
 принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
 принцип научной обоснованности и практической применимости;
 принцип
интеграции
образовательных
областей,
видов
образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с
возрастными
особенностями
воспитанников,
спецификой
и
возможностями образовательных областей;
 построение образовательного процесса с учетом возрастных
особенностей дошкольников, используя разные формы работы с
детьми.
В середине
непосредственно образовательной деятельности
статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические
паузы.
Первый год обучения
Старшая группа (5 – 6 лет)
№
1
2
3
4

№

Раздел, тема
Волшебные блоки
Сказочные лабиринты
игры
Логико-малыш
Промежуточная
(годовая) аттестация.
Итоговое занятие
Итого

Всего
10
11
12
1

3
4

1
0,5

34

Практика
15
1
0,5
1

17,5

Второй год обучения
Подготовительная к школе группа (6 -7 лет)
Раздел, тема
Количество часов
Всего

1
2

Количество часов
Теория

Волшебные блоки
Сказочные лабиринты
игры
Логико-малыш
Промежуточная
(годовая) аттестация.
Итоговое занятие
Итого

Теория

Практика

12
12
9
1

1

34
16

№ темы

2.2. Содержание изучаемого курса программы

Тема

1

Выявление и
абстрагирование
свойств

2

Выявление и
абстрагирование
свойств

3

Выявление и
абстрагирование
свойств

4

Выявление и

Первый год обучения
Старшая группа (5 – 6 лет)
Раздел «Волшебные блоки»
Задачи
Содержание

Развивать
умение
выявлять в
предметах,
абстрагировать
и называть цвет,
форму, размер,
толщину.
Развивать
умения
выявлять,
абстрагировать
и называть
свойства (цвет,
форму, размер,
толщину)
предметов, обозначать словом
отсутствие
какого-либо
конкретного
свойства
предмета (не
красный, не
треугольный и
т.д.).
Развивать
устойчивость
связи между
образом свойства и словами,
которые его
обозначают,
умений
выявлять и
абстрагировать
свойства.
Формировать
навыки
сотрудничества
Развивать

Средства обучения,
материал

1.Путешествие за
кладом
2.Дидактическая
игра «Найди клад»
3Физминутка
4.Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка» (СИТ)
1.Сюрприз – кукла
Буратино
2.Дидактическая
игра « Угадай – ка»
3. Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка» (СИТ)

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого
ребенка, круги из бумаги
(«клады»), карточки со
знаками цвета, формы,
размера, толщины

1.Проблемная
ситуация «Помоги
маме – муравьихе
вернуть
муравьишек домой»
2.Дидактическая
игра «Помоги
муравьишкам»
3. Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка» (СИТ)

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого
ребенка непрозрачные
открывающиеся
коробочки с прорезью
вверху (домики) по числу
детей.

1.Путешествие в

Блоки Дьенеша по одному

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого
ребенка, игрушка
Буратино, карточкисвойства

17

абстрагирование
свойств

способности к
анализу,
абстрагированию; умения
строго
следовать
правилам при
выполнении
цепочки
действий
(разветвленный
алгоритм —
«выращивание
дерева»);
творческого
мышления,
воображения
Развивать
способности к
анализу,
абстрагированию;
умения строго
следовать
правилам при
выполнении
цепочки
действий
(разветвленны
й алгоритм«выращивани
е дерева»);
творческого
мышления,
воображения.
развитие
воображение,
выразительно
сть движений.

город фигур
2.Дидактическая
игра «Автотрасса»
3. Подвижная игра
«Где мы были, мы
не скажем, на чѐм
ехали, покажем»
4. Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка» (СИТ)

набору на каждого
ребенка, таблицы с
правилами построения
дорог

1.Игровая ситуация
«Карнавал
необычных фигур»
2.Дидактическая
игра «Необычные
фигуры»
3.Подвижная игра
«Море волнуется»
4. Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка»( СИТ)

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого
ребенка, таблицы с
правилами построения
фигур

1. «Мы строители»
2.Дидактическая
игра «Чей это
гараж?»
3. Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка» (СИТ)
1.Проблемная
ситуация
«Проложить

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого
ребенка, карточкидомики, прямоугольники
по размеру клеток на
карточке -«кирпичики»

5

Выявление и
абстрагирование
свойств

6

Выявление и
абстрагирование
свойств

Развивать
способности к
абстрагировани
ю, анализу,
декодированию
.

7

Сравнение
свойств

Развивать
умения
выделять и

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого
ребенка, три домика —
18

абстрагировать
цвет, форму,
размер,
толщину,
сравнивать
предметы по
заданным
свойствам.

8

Сравнение
свойств

9

Сравнение
свойств

10

Сравнение
свойств

11

Сравнение
свойств

Развивать
восприятие,
внимание,
умение анализировать и
сравнивать
предметы по
самостоятельно
выделенным
свойствам.
Формировать
навыки
сотрудничества
Развивать
умения
выделять и
абстрагировать
свойства;
сравнивать
предметы по
самостоятельно
выделенным
свойствам.
Развивать
умение
сравнивать
Формировать
навыки
сотрудничества

1. Развивать
умение
сравнивать
фигуры по их
свойствам,
развивать

дорожки так, чтобы
поросятам удобно
было ходить в гости
друг к другу. Но
дорожки надо
строить по
правилам
2.Дидактическая
игра «Дорожки»
3. Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка» ( СИТ)
1.И.у «Найди себе
пару» (СИТ)
2.Дидактическая
игра «Найди пару»
3. Физминутка
4 Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка» (СИТ)

дома Наф-Нафа, НифНифа и Нуф-Нуфа.

Блоки Дьенеша ( два
набора - один набор фигур
у ведущего в мешочке
(коробке), второй — у
игроков (расположен так,
чтобы все видели фигуры
и могли взять любую).

1.И.у «Найди себе
Блоки Дьенеша по одному
пару» (СИТ)
набору на двоих
2.Дидактическая
игра «Две дорожки»
3. Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка (СИТ)
1. И.У «Собрались
все дети в круг»
2.Дидактическая
игра «Поймай
тройку»
3. Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка» (СИТ)
1.Слушание
отрывка песни « Я
рисую на картине»
2.Дидактическая
игра «Художник»
3. Физминутка

Блоки Дьенеша (одна
коробка для ведущего)

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого
ребенка, «эскизы картин»
(листы большого цветного
картона), дополнительные
детали из картона для
19

№ темы

12

Классификация,
обобщение
свойств

Тема

художественны
е способности
(выбор фона,
расположения,
композиции)
Развивать
умение
анализировать,
выделять
свойства фигур
и
классифицирова
ть их

4. Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка» (СИТ)

создания композиции

1.Проблемная
ситуация
«Поставить каждую
машину в свой
гараж»
2.Дидактическая
игра «Где чей
гараж?»
3. Подвижная игра
«Будь
внимательным»
4. Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка» (СИТ)

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого
ребенка, таблицы с изображением дорожек и
гаражей

Первый год обучения
Старшая группа (5 – 6 лет)
Раздел «Сказочные лабиринты игры»
Задачи

1

«Чудо - цветик»

2

«Забавные цифры»

3

Конструктор букв

4

Любые игры повыбору

5

«Чудо-цветик»

Средства
обучения,
материал

Отсчитывание заданного
Дидактические
количества предметов,
пособия
действие с числами
(вычитание), составление
силуэта «расческа» по схеме
Установление связей и
Дидактические
зависимостей между числами
пособия
в числовом
ряду
(меньше одного и больше
другого)
Придумывание
и
составление силуэтов
«бабочка» из заданного
количества частей
Конструирование
картинки,иллюстрирующей вари
проблемной ситуации
Составление целого из разного
количества частей,
выкладывание составленных
фигур в соответствии с
заданными пространственными
характеристиками (в круг)
20

«Чудо-крестики 2»

7

«Кораблик «БрызгБрызг»

8

9

«Квадрат
Воскобовича»
(двухцветный)
«Геоконт»

10

«Чудо-цветик»

11

«Прозрачный
квадрат»

№ темы

6

Тема

1

Игра «Найди
картинки с
одинаковым
количеством
предметов».

2

Игра «Помоги
зайчатам выбрать для
игры нужное
количество мячей».

3

Игра «Помоги мышка
найти место для
каждого платьица»

Составление
силуэта из
частей, придумывание, на
какой предмет онпохож и как
его можно использовать
Определение высоты
предметов и их порядкового
номера, группировка флажков
по цветам, развитие глазомера
и координации действий
«глаз — рука»
Складывание
фигуры
«рыбка» посхеме путем
трансформации
Конструирование контура по
образцу
Составление фигур
«семидолька» из разного
количества частей,
достраивание их до силуэтов
«дерево» и «цветок» в
соответствии со схемой
Поиск
геометрических
фигур
позаданным
признакам, их сравнение и
Первый год обучения
Старшая группа (5 – 6 лет)
Раздел «Логико-малыш»
Задачи

Средства
обучения,
материал

закреплять и
систематизировать в форме
игры освоенный материал,
развивать логическое
мышление, внимание, память,
речь.
закреплять и
систематизировать в форме
игры освоенный материал,
развивать логическое
мышление, внимание, память,
речь.

Планшет
«ЛогикоМалыш»,
карточки

закреплять и систематизировать в
форме игры освоенный материал,
развивать логическое мышление,
внимание, память, речь.

- Планшет
«ЛогикоМалыш»,
карточки

- Планшет
«ЛогикоМалыш»,
карточки

21

4

Игра «Сколько в хоре
детей с такими
приметами»

5

Игра «Что сделано из
одного материала»

6

Игра «Придумай
рассказ по картинке.
Сравни, что выше, что
ниже».

7

Игра «Найди слова, в
которых одинаково
звучат одинаковые
слоги»

8

Игра «Назови, глядя
на кубики, из каких
частей состоит
каждое число».

9

.Игра « С какой ветки
детки? Подбери пары:
лист - плод

закреплять и
систематизировать в форме
игры освоенный материал,
развивать логическое
мышление, внимание, память,
речь
закреплять и
систематизировать в форме
игры освоенный материал,
развивать логическое
мышление, внимание, память,
речь.
закреплять и
систематизировать в форме
игры освоенный материал,
развивать логическое
мышление, внимание, память,
речь.
- закреплять и
систематизировать в форме
игры освоенный материал,
развивать логическое
мышление, внимание, память,
речь.
- закреплять и систематизировать
в форме игры освоенный
материал, развивать логическое
мышление, внимание, память,
речь.
поддерживать и развивать
устойчивый интерес детей к
природе, еѐ живым и неживым
объектам и явлениям.
Воспитывать бережное
отношение к природе.

- Планшет
«ЛогикоМалыш»,
карточки
Планшет
«ЛогикоМалыш»,
карточки
«Развитие речи.
Прилагательные»
- Планшет
«ЛогикоМалыш»,
карточки
«Развитие речи.
Прилагательные»
- Планшет
«ЛогикоМалыш»,
карточки
«Математика».
Планшет
«ЛогикоМалыш»,
карточки
«Математика».
планшет
«Логико-малыш».
Карточки «Мир
природы».

№ темы

Второй год обучения
Подготовительная группа (6-7 лет)
Раздел «Волшебные блоки»

1

Тема

Выявление и
абстрагирование
свойств

Задачи

Развивать умения
выявлять и
абстрагировать
свойства, умения
рассуждать,
аргументировать
свой выбор
Формировать

Содержание

1.Приглашение на
открытие магазина
игрушек
2.Дидактическая игра
«Магазин игрушек»
3. Музыкальная пауза
– движения под песню
«Мишка с куклой»

Средства обучения,
материал

Логические фигуры
«деньги», карточки с
изображением предметов,
блоки Дьенеша (один
набор)

22

навыки
сотрудничества
2

Выявление и
абстрагирование
свойств

Совершенствовать
представления о
геометрических
фигурах, их
свойствах,
развивать
зрительное
внимание память

3

Выявление и
абстрагирование
свойств

Развивать умение
анализировать,
выделять свойства
фигур, находить
фигуру по
заданному
признаку,

4

Выявление и
абстрагирование
свойств

5

Классификация,
обобщение
свойств

Развивать умения
сравнивать блоки
по одному –
четырем
свойствам.
Развивать умение
читать кодовое
обозначение
блоков
Формировать
навыки
сотрудничества
Развивать умение
анализировать,
выделять свойства
фигур,
классифицировать

6

Логические
действия и
операции

Развивать
логическое
мышление, умение
кодировать
информацию о
свойствах
предметов с

4. Рефлексия И.у
«Волшебная палочка»
(СИТ)
1.Загадки о
геометрических
фигурах (круг,
прямоугольник,
квадрат, треугольник)
2. Дидактические игры
«Что изменилось»,
«Продолжи ряд»
3.Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная палочка»
(СИТ)
1.И.у «Собрались все
дети в круг»
2.Дидактические игры
«Цепочка», « Второй
ряд»
3.Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная палочка»
(СИТ)
1.Проблемная
ситуация «Встречам
гостей. Чем будем
угощать медвежат?»
2.Дидактическая игра
«Угощение для
медвежат»
3. Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная палочка»
(СИТ)
1.Проблемная
ситуация «Помоги
каждой фигуре
попасть в свой домик,
ориентируясь на
знаки-указатели.
2. Дидактическая игра
«Заселим домики»
3. Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная палочка
(СИТ)
1.И.У. «Прятки»
2. Дидактическая игра
«Где спрятался
Джерри?»
3. Подвижная игра
«Кот и мыши»
4. Рефлексия И.у

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка

Блоки Дьенеша один набор
для ведущего, картинки 9
медвежат, карточкисимволы

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
таблицы с изображением
дорожек и домиков

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
карточки с обозначением
свойств, мышонок Джерри
(маленькая плоская
фигурка), картинки

23

7

Логические
действия и
операции

8

Логические
действия и
операции

9

1
0

Логические
действия и
операции

Логические
действия и
операции

помощью знаковсимволов и
декодировать ее.
Активизировать
правильное
употребление
предлогов под, изпод.
Формировать
навыки
сотрудничества
Развивать
логическое
мышление, умение
рассуждать.
Формировать
навыки
сотрудничества
Развивать
логическое
мышления,
умение кодировать и
декодировать
информацию о
свойствах.
Формировать
навыки
сотрудничества
Развивать
логическе
мышление, умение
строго выполнять
правила при
выполнении
действий,
внимания.
Создавать
положительные
эмоци, групповую
сплоченность,
наблюдательность
Развивать
логическое
мышление,
внимание.
Формировать
навыки
сотрудничества

«Волшебная палочка»
(СИТ)

1.Проблемная
ситуация «Помоги
фигуркам выбраться из
чащи леса»
2.Дидактическая игра
3. Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная палочка»
(СИТ)
1. И.у «Найди себе
пару» (СИТ)
2. Дидактическая игра
«Угадай фигуру»
3. Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная палочка»
(СИТ)

Блоки Дьенеша одна
коробка, таблицы с
изображением леса

1.И.У «Пошли
письмо» 2.Проблемная
ситуация «Прочитай
телеграммы, которые
получил Крокодил
Гена на день
рождение»
3. Дидактическая игра
«Сократи слово»
4. Физминутка
5. Рефлексия И.у
«Волшебная палочка»
(СИТ)

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
схемы слов

1. Проблемная
ситуация «Письмо о
просьбе построить
дома»
2. Дидактическая игра
«Построй дом»
3. Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная палочка»
(СИТ)

Блоки Дьенеша в мешочке,
4 карточки-домика,
прямоугольники по
размеру клеток на карточки
- «кирпичи»

Блоки Блоки Дьенеша по
одному набору на двух
детей, по два набора
карточек-свойств с
перечеркнутыми знаками
на каждую пару детей.

24

1
1

Логические
действия и
операция
разбиения по
свойствам

1
2

Логические
действия и
операция
разбиения по
свойствам

Развивать умения
разбивать
множество по
одному свойству
на два
подмножества,
производить
логическую
операцию «не»,
речевую
активность,
сообразительность
Формировать
навыки
сотрудничества
Развивать умения
разбивать
множество по
двум совместимым
свойствам,
производить
логические
операции «не»,
«и», «или»,
речевую
активность,
сообразительность
Формировать
навыки
сотрудничества

1. «В гости к
сказочным
персонажам» Загадки
про Буратино,
Незнайку,
Дюймовочку
2. Дидактическая игра
«Раздели блоки – 1»
3. Физминутка
4. Рефлексия И.у
«Волшебная палочка»
(СИТ)

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого
ребенка, игрушки Буратино, Незнайка, Обруч
— ваза, блоки — цветы.

1. «В гости к
сказочным
персонажам» Загадки
про Винни – Пуха и
пятачка
2. Дидактическая игра
«Раздели блоки – 2»
3. Физминутка

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
игрушки — Винни-Пух и
Пятачок.

4. Рефлексия И.у
«Волшебная палочка»
(СИТ)

Второй год обучения
Подготовительная группа (6-7 лет)
Раздел «Сказочные лабиринты игры»
Задачи

1

«Чудо-цветик»

2

«Чудо-крестики 2»

Составление
целого
из
разного
количества
частей,
выкладывание
составленных фигур в соответствии с
заданными пространственными
характеристиками (в круг)
Составление
силуэта
из частей,
придумывание, на какой предмет он
похож и как его можно использовать

№ темы

Тема

Средства
обучения,
материал

25

3

«Кораблик «БрызгБрызг»

4

5

«Квадрат
Воскобовича»
(двухцветный)
«Геоконт»

6

«Чудо-цветик»

8

«Прозрачный
квадрат»

9

Любые игры по
выбору детей

10

«Чудо-крестики 2»

11

«Шнур-затейник»

№ темы

12

«Геоконт»

Тема

Определение высоты предметов и их
порядкового
номера,
группировка
флажков по цветам, развитие глазомера и
координации действий
«глаз — рука»
Складывание фигуры «рыбка» посхеме
путем трансформации
Конструирование контура по образцу
Составление фигур «семидолька» из
разного количества частей, достраивание
их до силуэтов
«дерево» и «цветок» в соответствии со
схемой
Поиск
геометрических фигур
по заданным признакам, их сравнение и
определение сходства и различия,
аргументирование своего решения,
составление силуэтов «елочка» по
образцу, «конфета» — по собственному
замыслу
Конструирование предметного силуэта
или
сюжетной
картинки,
иллюстрирующих
вариант
решения
проблемной ситуации, рассказ о них
Поиск
геометрических
фигур
по
признакам (цвет и форма), решение задач
на пересечение множеств (круги Эйлера),
придумывание
и
достраивание
геометрической фигуры до предметного
силуэта, называние его, конструирование
силуэтов «домашние животные» по
составной схеме
Вышивание контура трапеции по схеме,
исправление специально допущенной
ошибки, придумывание и доделывание
контурагеометрической фигуры до
предметного, называние его
Конструирование
контуров
геометрических
фигур
по точкам
координатной сетки, их называние
Второй год обучения
Подготовительная группа (6-7 лет)
Раздел «Логико-малыш»
Задачи

Средства
обучения,
материал
26

1

Игра « Найди в словах
шипящие звуки (Ш,
Ж). Придумай
историю, которая
произошла с этими
героями.
Игра « Найди
предметы, которые
называют одним
словом».

- формировать умение
различать на слух и внятно
произносить шипящие звуки
(Ш, Ж).

планшет
«Логико-малыш»,
карточки
«Поймай звук»

- развивать умение
классифицировать и обобщать
предметы, развивать логическое
мышление, внимание.

3

Игра «Сколько слов с
первым слогом са –
ты найдешь на этой
картинке?»

Материал:
планшет
«Логико-малыш»,
карточки «От
звука к слову».
Развивать умение детей выделять планшет
и называть определенный слог в «Логико-малыш»,
слове.
карточки «От
звука к слову».

4

Игра «Назови
картинки и подбери
пары слов,
противоположных по
смыслу».
Игра «Найди слова с
одинаковым слогом в
середине слова».

уточнить понимание детьми
значений противоположных
слов, упражнять в подборе
антонимов, активизировать их
употребление в речи.
закрепить умение детей
определять слоги в слове.
Развивать фонематический слух

планшет
«ЛогикоМалыш»,
карточки «От
звука к слову
планшет
«Логико-малыш»,
карточки «От
звука к слову»

6

Проекции. Игра «Найди
стороны фигуры»

Комплект
«Проекции»

7

Морские задачки.
«Составление задач на
сложение»

Развитие у детей умения
мысленно
изменять или перемещать
предмет в пространстве (как
будет выглядеть этот предмет
сверху, справа, снизу, слева).
Развитие образного мышления.
Формировать у детей
представлений о логической
структуре задачи (условие,
вопрос, решение, ответ),
благодаря чему ребѐнок
осмысленно различает все
вышеупомянутые логические
звенья задачи, выбирает нужные
арифметические операции (при
этом в задачах на 2 действия
соблюдает правильную
последовательность), понимает
значение глаголов, указывающих
в задаче на увеличение или
уменьшение количества
(приплыли-уплыли), различает
смысл вопросов (Сколько будет?
Сколько было? Сколько
осталось? На сколько меньше?)

2

5

Комплект
«Морские
задачки»

27

8

9

«Прямой и обратный
счѐт»

Ознакомить детей с принципом
сохранения количества, который
определяет независимость
количества (числа) предметов от
их расположения в пространстве,
наличия либо отсутствия у них
общих признаков (формы,
величины, цвета, веса и т.д.).
Формирование у детей приѐмов
оптимизации счѐта: визуальный
охват некоторого количества
предметов, присчитывания к
визуально узнаваемому
количеству остальных предметов
под единицам, двойка, тройкам.
Совершенствовать у детей
умение вести прямой и обратный
счѐт, ориентироваться в отрезках
натурального ряд чисел, узнавать
и называть цифры
«Состав чисел 6 каждому Совершенствовать умение детей
мышонку по конфете»
в составе чисел в пределах 10;
Развивать представление, что
число может состоять из двух
одинаковых чисел (4=2+2) и
может входить в состав разных.

Комплект
«Сохранение
количества»

Комплект
«Состав числа»

2.3. Методическое обеспечение
2.3.1 Форма занятий
Непосредственная
образовательная
деятельность
программы
проводится в форме совместной игры педагога и детей (игра – сказка, игра
– путешествие, игра – экспериментирование, игра – сюрприз). Для создания
интереса к игре
используются разнообразные сказочные сюжеты,
персонажи, загадки. Во время игры дети решают познавательные задачи,
исследуют, конструируют, выкладывают изображения, составляют рассказы
по картинкам. Используется разнообразный наглядный материал: рисунки,
схемы, чертежи, карточки,
которые включены в учебно – игровые
комплексы блоки Дьенеша, авторские игры В.В. Воскобовича, дидактическое
пособие «Логико-малыш». Во время занятия проводится физминутка,
которая позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида
деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети
выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта. Дети не ограничены в
возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение.
Образовательная деятельность построена с учетом возрастных особенностей
детей на доступном детям материале по принципу «от простого к
сложному».
28

Структура непосредственной образовательной деятельности:
1часть: Вводная
Цель: Вызвать интерес к игре, поставить перед детьми цель
Приемы: загадка, стихотворение, сказка, знакомство со сказочным
персонажем
2 часть: Основная
Цель: решение задач данной образовательной деятельности
Приемы: проблемные ситуации, иссследования, эксперименты, физминутка
3 часть: Заключительная
Цель: Рефлексия, подведение итогов
Приемы: беседа, оценка, самооценка
2.3.2. Технологии организации образовательного процесса:
 технология исследовательской деятельности (игровые обучающие и
творчески
развивающие ситуации;
проблемные
ситуации;
моделирование, конструирование);
 личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества);
 информационно-коммуникационные технологии;
 технология «ТРИЗ» («Мозговой штурм», «Хорошо-плохо», типовое
фантазирование);
 социоигровые
технологии
В.Е. Рылеевой
(игры «Волшебная
палочка», «Найди пару», «Найди группу»);
 здоровьесберегающие технология (физминутки, подвижные игры).
2.3.3. Методы и приемы организации образовательного процесса
 игровые (игровые ситуации, дидактические, подвижные игры);
 наглядные (образцы, таблицы, схемы, карточки);
 словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог);
 практические (упражнения, обследования, исследования).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую
информацию);
 репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);
 частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с
педагогом);
 исследовательский (самостоятельная творческая работа).

2.3.4. Учебно-методический комплекс
29

Логикоматематические игры;

Интегрированные
игровые задания;

Совместная
игровая познавательная
деятельность;

Самостоятельная
игровая деятельность


Блоки Дьенеша

1.Словесный
(беседа,рассказ,
объяснение,
вопросы)
2.Наглядный
(демонстрация,
наблюдение, показ
образа действий)
3.Практический
(игры,упражнения,
моделирование,
дидактические игры)

«Коврограф
«Ларчик»,
«Лепестки
«Ларчик»» (эталоны цвета), «Набор букв и
знаков «Ларчик»», «Набор цифр и знаков
«Ларчик»», «Умные стрелки» Ларчик,
«Игровизор
+
приложения»,
«Математические корзинки
5»,
«Математические
корзинки
10»,
«Счетовозик», «Кораблик «Плюх-Плюх»»,
«Кораблик «Брызг-Брызг»»
Ларчик,
«Теремки Воскобовича», «Яблонька»,
«Снеговик»,«Ромашка», «Геоконт
«Великан»», «Геоконт «Малыш»»,
«Геовизор»,«Квадрат Воскобовича» 2х цв., «Квадрат Воскобовича» 4-х цв.,
«Змейка»,
«Прозрачный
квадрат»,
«Прозрачная цифра», «Чудо-Крестики 1»,
«Чудо-Крестики 2», «Чудо-Крестики 3»,
«Чудо – Соты 1», «Чудо – Цветик»,
«Фонарики» (с держателями), «Фонарики»
Ларчик,
«Логоформочки
3»,
«Логоформочки 3» (с держателями),
«Логоформочки 5»,«Логоформочки 5» (с
держателями), «Черепашки» Пирамида
«Черепашки» Ларчик, «Волшебная
восьмерка 1», «Волшебная восьмерка 3».
Персонажи: «Малыш Гео», «Ворон
Метр», «Незримка Всюсь», «Гусьи
Лягушки»,
«Паучок», «Луч
Владыка»,
«Галчонок Каррчик»,
«Гусеница Фифа», «Долька», «Китенок
Тимошка», «Краб Крабыч»,
«Лопушок», «Медвежонок Мишек»,
«Пчелка Жужа», «Крутик По»,
«Гномы», «Филимон Коттерфильд», Сказ.,
предмет «Золотой плод»,
«Складушки», «Разноцветные веревочки»,
«Шнур – Малыш».
Альбом с заданиями №2 "Праздник в
стране блоков. Блоки Дьенеша". - Москва:
Гостехиздат, 2009. - 794 c.
2. Блоки Дьенеша для самых маленьких
(альбом). - Москва: Гостехиздат, 2015. - 919
c.
3. Блоки Дьенеша для самых маленьких 2
(альбом). - Москва: РГГУ, 1999. - 863 c.
4. Демонстрационный материал к
логическим блокам Дьенеша и счетным
палочкам Кюизенера. - Москва: Огни, 2013.
- 617 c.
30

«Ш

Дидактическое пособие
«Логико-малыш»







































Перечень комплектов карточек:
Математика
Счѐт от 1 до 6
Натуральный ряд
Первый десяток (от 1 до 10)
Второй десяток (от 10 до 20)
Сохранение количества
Состав числа (от 1 до 10)
Состав числа (от 5 до 10)
Время. Часы. Календарь
Сравнение множеств
Морские задачки
Измерения
Ракурсы
Композиции
Проекции
Алгоритмы
Развитие речи
«Поймай» звук
«Поймай» слог
От звука к слову
От слога к слову
Прилагательные
Глаголы
Мир природы
Растения 1
Растения 2
Цветы
Животные 1
Животные 2
Домашние животные
Насекомые
Птицы
Кто с кем «дружит»
Психология
На земле и под землѐй
Летние игры 1
Летние игры 2
Увлечения
Лабиринты
Соответствия
Цвет в игрушках
Цвет в природе

31

2.3.5 Педагогический
инструментарий оценки эффективности
программы
Первый год обучения (старшая группа 5 – 6 лет)
Для проведения диагностики развития логического мышления
используются следующие методики:
Методика «Нелепицы»
Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции
логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение
ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою
мысль.
Проведение методики:
Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько
нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинки ребенок получает
инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на
эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно
нарисовано.
Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно
нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен
будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно.
Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке,
а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя
минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых
ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно
быть.
Методика «Времена года»
Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции
логического мышления.
Проведение методики:
Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на
этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного
рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2мин —
ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и
обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает,
указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на
данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.
Методика «Найди отличия»
Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции
логического мышления.

32

Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в
которых есть существенные различия (5 отличий). За время 3 мин ребенок
должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.
Методика « Что здесь лишнее?»
Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции
логического мышления.
Проведение методики:
В данной методике предлагается серия картинок, на которых
представлены разные виды домашней птицы и одно животное, в
сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один
из четырех изображенных на ней является лишним.
Внимательно посмотри на картинки и определи, что здесь отличное от
других и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Методика «Раздели на грппы»
Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание:
«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней
фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны
входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.
Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот
признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания
отводится 3 минуты.
Оценка результатов проводиться по десятибалльной системе:
10 баллов – такая оценка ставится ребѐнку в том случае, если за
отведѐнное время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц,
успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на
самом деле должно быть.
8 – 9 баллов – ребѐнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но
от одной до трѐх из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на
самом деле должно быть.
6 – 7 баллов – ребѐнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но
три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле
должно быть.
4 – 5 баллов – ребѐнок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 8 из
них не успел за отведѐнное время до конца объяснить и сказать, как на самом
деле должно быть.
2 – 3 балла – за отведѐнное время ребѐнок не успел заметить 1 – 4 из 8
имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0 – 1 балл – за отведѐнное время ребѐнок успел обнаружить меньше
четырѐх из восьми имеющихся нелепиц.
Второй год обучения (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет)
Для проведения диагностики
уровня логического мышления
используются следующие методики:
Методика 1
33

Цель: Диагностика развития элементов логического и образного мышления,
способности к анализу и синтезу, а также особенностей, внимания и
восприятия цвета, формы и величины.
Ребенку дают лист с изображением шести пар варежек, разбросанных в
случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой в варежке.
Количество сравниваемых признаков — 4 (цвет, расположение и размеры
элементов узора, положение большого пальца).
Инструкция
"Посмотри, как ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и
найти все пары варежек".
Оценка выполнения:
 не может подобрать ни одной пары — 0 баллов;
 правильно подобрал одну пару — 1 балл;
 правильно подобрал две пары — 2 балла;
 правильно подобрал 3-6 пар — 3 балла.
Если ребенок не выполняет задание, можно предположить, что у него
недостаточно развито либо логическое или образное мышление, либо
произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспрессдиагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение
двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы
оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют
вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения
ребенком задания на внимание переходят к следующей методике,
направленной на диагностику развития логического мышления.
Методика 2
Цель: Диагностика развития элементов логического мышления (методика
"свободная классификация")
Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей,
животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам.
Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам.
При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того,
что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для
классификации, кроме указанных выше.
Инструкция
"Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы
каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом".
Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему
оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4
34

карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все
остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким
должно быть основание для классификации, необходимо назвать это
основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже
указанным группам.
Оценка выполнения
 невыполнение задания после всех видов помощи — 0 баллов;
 выполнение после словесного указания оснований для классификации
— 1 балл;
 выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения
— 2 балла;
 выполнение по основной инструкции — 3 балла.
 высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6
баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного
мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы,
величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается
положительной, но скорее является показателем "зоны ближайшего
развития" ребенка;
 если ребенок не справился с заданием № 1, но выполнил контрольное
задание на внимание и задание № 2 (свободная классификация), можно
предположить слабость образного мышления, что нередко является
следствием неправильной подготовки к школе, форсированного,
излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб
специфическим дошкольным видам детской деятельности;
 если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно
предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню,
необходимому для успешного обучения в школе.
Диагностика математического развития (автор Н.В. Верещагина)

Итоговый
результат

Май

Сент

Май

Сент

Май

Сент

Май

Выкладывает ряд
предметов по
длине, ширине,
высоте,
сравнивает на
глаз, проверяет
приложением и
наложением
Ориентируется во
времени (вчера,
сегодня,завтра,
потом, дни недели,
части суток,
круг,
Различает
времена года)
квадрат.
Треугольник, овал
Соотносит
объемные и
плоскостные
фигуры

Сент

Правильно
пользуется
порядковыми,коли
чественныи
числительными до
10, уравнивает 2
группы предметов
(+1 и -1)

Май

Сент

Май

Сент

Ф.И.О.
Проявляет
ребенка
познавательный
интерес в быту и в
организованной
дятельности, ищет
способы
определения
свойств
незнакомых
предметов

Первый год обучения (старшая группа 5 – 6 лет)

1

35

1

Количественный и порядковый счет в пределах 20, знает состав числа до 10 из
единиц и из двух меньших (до 5)
Составляет и решает задачи в одно действие на «+», пользуется цифрами и
арифметическими знаками
Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой

Сент

Сент

Сент

Знает временные отношения: день —
неделя — месяц, минута — час (но
часам), последовательность времен 1 ода
и дней недели
Итоговы результат

Сент

Сент
Май

Май

Май

Называет отрезок, угол, круг, овал,
многоугольник, шар. куб, проводит их
сравнение. Умеет делит ь фигуры на
несколько частей и составлять целое
Сент

Май

Май

Май

Май

Проявляет познавательный интерес в быту и
в организованной дятельности, ищет
способы определения свойств незнакомых
предметов

Сент

Ф.И.О.
ребенка

№

Второй год обучения (подготовительная к школе группа)

Оценка педагогического процесса:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь
взрослого не принимает,
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры
оценки,
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью
взрослого все параметры оценки,
5 баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год (сентябрь,
май)

36

2.6. Список использованной литературы
1. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных
математических представлений у дошкольников: конспект лекций / сост
Т.С.Будько Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина Брест: Издательство БрГУ, 2006.
2. Верещагина ,Н. В., Результаты мониторинга образовательного процесса.
Уровни
овладения
необходимыми
навыками
и
умениями
по
образовательным областям Старшая группа / сост. Н.В. Верещагина Издательство Детство - Пресс, 2011.
3. Верещагина ,Н. В., Результаты мониторинга образовательного процесса.
Уровни
овладения
необходимыми
навыками
и
умениями
по
образовательным областям Подготовительная к школе группа / сост. Н.В.
Верещагина - Издательство Детство - Пресс, 2011.
4. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и
упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет/ сост. Л.Д.Комарова М: Изд. Гном и Д, 2012
5. Михайлова, Л.З., Иоффэ Э.Н. Математика от трех до шести /Сост. З.А.
Михайлова, Э.Н. Иоффе. – Изд. Детство - Пресс, 2006.
6. Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников/
сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Библиотека программы Детство - СПб
Детство – Пресс, 2002.
7. Новикова, В.П., Тихонова, Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера Для работы с детьми 3–7 лет / сост. В.П. Новикова, Л.И.
Тихонова - М: Мозаика -Синтез, 2011.
8. Новикова ,В.П. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5
– 6 лет./ сост В.П. Новикова – М. Мозаика-Синтез, 2008.
9. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми
6 – 7 лет/ сост. В.П. Новикова – М.Мозаика-Синтез, 2008.
10. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст
Выпуск 1/ сост Е.Н. Панова - ТЦ Учитель Воронеж, 2007.
11. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ Старший возраст
Выпуск 2/ сост. Е.Н. Панова - ТЦ Учитель Воронеж, 2007.

37

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».