ПРИНЯТО: на заседании Совета педагогов МАДОУ «Детский сад № 92» КГО « 29 августа» 2024г. Протокол № 1 УТВЕРЖДЕНО: Приказом заведующего МАДОУ «Детский сад № 92» КГО от «29» августа 2024 г. № 76-од Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Хореографический кружок» Возраст - 5-7 лет Срок реализации - 2 года Руководитель: Макаренко Н.Л. Педагог дополнительного образования МАДОУ «Детский сад № 92» КГО 2024 г. Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка 1.1. Направленность Программы 1.2. Актуальность Программы 1.3. Цели, задачи, принципы и подходы к формированию Программы 1.4. Возраст детей, их особенности 1.5. Объѐм занятий 1.6. Планируемые результаты освоения Программы 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Учебный план 2.2. Календарный учебный график 2.3. Расписание занятий 2.4 Материально-техническое обеспечение 2.5. Оценочный материал 2.6. Методический материал 2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 3 3 4 6 8 10 11 12 13 13 14 16 18 34 2 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка 1.1. Направленность программы В Федеральном законе от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» говорится о том, что оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительная общеразвивающая программа «Хореографический кружок» (далее - Программа) разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании); 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р); 3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 6. Устав МАДОУ «Детский сад № 92» КГО утверждѐн приказом Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодѐжи администрации Камышловского городского округа от 11 марта 2019 г. № 122). Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92» Камышловского городского округа (далее – МАДОУ) 3 осуществляют образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивают охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования. Программа направлена на: создание эффективной системы выявления и развития индивидуальных способностей, заложенных в ребенке, креативности, самостоятельности, интеллектуального совершенствования детей дошкольного возраста; формирование и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации в деятельности; удовлетворение потребностей дошкольников в соответствии с их интересами и запросами родителей (их законных представителей); Программа учитывает индивидуальные потребности воспитанников, связанные с их жизненными ситуациями и состоянием здоровья, определяющими особые условия получения ими образования, возможности освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы на разных этапах ее реализации. Обучение детей по программе, предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей. Если образовательное учреждение может предоставить своим воспитанникам возможность приобщения к прекрасному миру танца, то детство, обогащѐнное соприкосновением с этим светлым и радостным искусством, позволит детям расти и развиваться не только физически, но и духовно. 1.2. Актуальность программы Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества. Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей 4 различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие еѐ жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорнодвигательный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются координация движений и ориентация в пространстве. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкальноритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая возрастные особенности детей, их запросы и интересы занятия хореографией проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований Программы. Танец имеет огромное значение как средство воспитания нравственного самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие 5 танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков. Предлагаемая Программа сориентирует педагогов на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. 1.3. Цель, задачи, принципы и подходы к формированию Программы Цель: Формирование у детей творческих способностей посредством развития музыкально-ритмических и танцевальных движений. Задачи: Образовательные: - через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки; - расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса; - умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок; - умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и музыкальными фразами. Развивающие: - развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности и точности движений; - умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой; - координация и укрепление опорно-двигательного аппарата; - приобщение к совместному движению с педагогом. Воспитательные: - воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем создания положительного эмоционального настроя; - психологическое раскрепощение ребенка; - воспитание умения работать в паре, коллективе, - понимать и исполнять ритмические движения, названия которых даются педагогом на французском языке. Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения. 6 Прнципы: индивидуализации (определение посильных заданий с учѐтом возможностей ребѐнка); систематичности (непрерывность и регулярность занятий); наглядности (безукоризненный показ движений педагогом); повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков); сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям). Методические приемы: Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире. Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой. Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания. Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка. Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах: - развитие воображения ребѐнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев); 7 - формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребѐнка и способность на определѐнном этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений; - формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца; - формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления. 1.4. Возраст детей, их особенности Возрастные особенности психофизического развития детей (от 5 до 7 лет) Ребенок 5-7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении ребенка происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.д.). В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на их правила. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). 8 Возраст 5-7 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребѐнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя еѐ. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребѐнок чѐтко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается еѐ замысел и сюжет. В возрасте 5-7 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве, эмоционально осознанное восприятие. Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения. родолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная современная и танцевальная музыка, но и некоторые классические произведения. Программа также включает разные виды занятий: 9 учебное занятие; - занятие – игра; - открытое занятие; 1.5. Объѐм занятий Длительность занятий зависит от возраста детей, устанавливается в соответствии с Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Группа старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Длительность деятельности - 25 мин. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) образовательной Длительность образовательной деятельности - 30 мин. Сроки реализации программы Программа предназначена для обучения детей 5– 7(8) лет и рассчитана на два учебных года. Этот период можно определить как первый этап в освоении азов ритмики, азбуки классического, русского и бального танцев. Долгосрочность освоения программы определяется: - постепенным характером формирования физического аппарата ребенка для освоения и в связи с этим постепенное усложнение образовательной программы; - процессами психического развития ребенка; - большим объемом материала, многопредметностью; - групповым характером освоения программы и предъявления образовательного результата. Занятия проводятся – 2 раза в неделю, во второй половине дня. 10 1.6. Планируемые результаты освоения программы Первый год обучения (5-6 лет) Дети владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку. Второй год обучения (6-7 лет) Дети: могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. умеют исполняют ритмические, народные, бальные танцы и комплексы упражнений. владеют корпусом во время исполнения движений, ориентируются в пространстве; координируют свои движения; исполняют хореографический этюд в группе. соединяют отдельные движения в хореографической композиции 11 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Учебный план Кол-во практ. часов Кол-во теор. часов Кол-во практ. часов Кол-во теор. часов Мониторинг 2 год обучения Кол-во открыты х занятий 1 год обучения Итого по программе (общее кол-во часов) Раздел Промежуточн ая аттестация При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы с детьми. 1. Вводное. Волшебное знакомство с танцем 2. Ее Величество Музыка 3. Игровой стретчинг 4. Азбука танца 5. Рисунок танца 6. Играя, танцуем (ритмопластика) 7. Танцевальное ассорти (репетиционнопостановочная работа) 4 6 5 5 20 4 4 6 5 5 5 4 5 19 19 4 6 5 4 19 4 6 5 5 20 4 5 5 5 19 4 6 5 5 20 ИТОГО 28 40 35 33 136 2 1 12 2.2. Календарный учебный график Дополнительные образовательные услуги Учебный год Возрастной период IX X XI XII I II III Максимальный допустимый объѐм образовательной нагрузки в неделю/месяц 50 мин / 3 50 мин / 3 50 мин / 3 50 мин / 3 50 мин / 3 50 мин / 3 50 мин / 3 Старший возраст Подготовительная к школе группа часа 60 мин /2ч.40 мин. часа 60 мин /2ч.40 мин часа 60 мин /2ч.40 мин часа 60 мин /2ч.40 мин часа 60 мин /2ч.40 мин часа 60 мин /2ч.40 мин часа 60 мин /2ч.40 мин IV V 50 мин / 3 часа 60 мин /2ч.40 мин 50 мин / 3 часа 60 мин /2ч.40 мин 2.3. Расписание занятий Возраст 5 – 6 лет 6 – 7 лет Продолжительность (мин.) 25 мин. 30 мин. Время проведения Занятия проводят еженедельно в соответствии с утвержденным расписанием 13 2.4 Материально-техническое обеспечение Материально – техническое обеспечение соответствует: санитарно – эпидемиологическим правилам и нормам; правилам пожарной безопасности; возрасту и индивидуальным особенностям развития детей. Оборудование: - стол для специалистов - 2 шт. - стулья для специалистов - 2 шт. - стулья детские - 35 шт. - интерактивная панель Prestigio MultiBoard 55 на мобильном стенде с ПО АЛМА - 1шт. - музыкальный центр LG -1 шт. - пианино «Элегия» -1 шт. -модуль (окрытый) для методического и дидактического оборудования - 2 шт. - шкаф для сценических костюмов и дидактического, физкультурного оборудования - 1 шт. Оборудование для развития музыкально-ритмических движений: - разноцветные шарфы - 12 штук. - разноцветны платочки – 20 штук. - султанчик на кольце – 21 шт. - флажки: красные – 9 шт., белые – 13 шт., синие – 10 шт. - помпоны для спортивного танца – 12 шт. - кольца для спортивного танца – 11 шт. - искусственные цветы – 12 шт. - осенние листья – 40 шт. - корзинки – 4 шт. - гимнастические ленты на кольцах – 20 шт. - дидактические игрушки - 10 шт. - снежинки – 20 шт. Оборудование для танцев, хороводов, игр, праздников, спектаклей: - театральные костюмы (детские) - 50 шт. Одежда для танцевальной деятельности: - юбки (разноцветные) - 12 шт. - платья - 21 шт. - ободки на голову - 10 шт. - футболки - 17 шт. - передники (народный танец) - 4 шт. - подъюбник - 8 шт. - рубашки -12 шт.; рубашка без рукавов- 4 шт. - кепки (народный стиль)- 6 шт. - косынки - 7 шт. - блузка для девочек (народный танец) - 4 шт. - шорты - 4 шт. - костюм для народного танца «Колыбельная» - 10 шт. - костюм матрѐшек (объѐмные) - 4 шт. - костюмы для танца «Цветы» - 4 шт. - костюмы для танца «Огонь» - 4 шт. - костюм юных пожарных (жилетка + берет) - 10 шт. - жилеты (жѐлтые) - 2 шт. - сценические шапки «Овощи» - 14 шт. 14 Учебно-методический комплект, оснащѐнность помещений оборудованием и материалами, развивающая предметно – пространственная среда соответствуют Программе. Учебно– методический комплект Автор, название, год издания учебного, учебнометодического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детейдошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. 3. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие. – М.: Аркти, 2005. 4. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Скрипторий, 2006. 5. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Вако, 2006. 6. Елисеева Е. И., Родионова Ю. Н. Ритмика в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОУ. - М.: УЦ "Перспектива", 2012. 7. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. 8. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. – СПб.: Композитор, 2005. 9. Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. – СПб.: Пионер, 2000. 10. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. 11. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учереждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 12. Савчук О. Школа танцев для детей - Спб.: Ленинградское издательство, 2009. 13. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. 14. Суворова Т.И. Танцуй, малыш! – СПб.: Музыкальная Вид образовательного информационного ресурса (печатный/электронный) печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный 15 палитра, 2006. 15. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. 16. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. 17. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г Лечебнопрофилактический танец «Фитнес-Данс»: Учебно методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2007 18. Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детствопресс, 2000. печатный печатный печатный печатный 2.5 Оценочный материал Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (А. И. Буренина) № Показатели развития 1 Музыкальность способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога) 2 Координация, ловкость движений - точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Балловая оценка 5 баллов Умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику) Правильное и точное исполнение ритмических и танцевальных композиций, упражнений, правильное сочетание рук и ног при ходьбе. 4-2 балла В движениях выражается общий характер музыки, темп. Начало и конец музыкально произведения совпадет не всегда. 1 бал Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения Не всегда точное и правильное исполнение движений в композициях и упражнениях, некоторая раскоординир ованность рук и ног при Затрудняется в исполнении движений, отсутствие координации рук и ног при выполнении упражнений и танцевальных композиций. 16 ходьбе. 3 4 Творческие проявления умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па" Гибкость тела - это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется. Проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движений для передачи характера музыки, игрового образа. Максимальная подвижность позвоночника вперед и назад Затрудняется в придумывани и своих движений для передачи характера музыки, игрового образа. Средняя подвижность позвоночника 5 Эмоциональность выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции. Умеет ярко передавать мимикой, пантомимикой, жестами разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции. Передаѐт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики. 6 Внимание - способность не отвлекаться от музыки в процессе движения. 7. Память – способность запоминать музыку и движения. Правильно выполняет танцевальную композицию от начала до конца самостоятельно Запоминает танцевальные движения, комплекс упражнений с 3-5 исполнений по показу педагога Запоминает танцевальные движения. Комплекс упражнений с 6-8 исполнений по показу педагога. Исполняет знакомые движения под новую музыку Копирует движения других детей и взрослого Упражнения на гибкость вызывают затруднения. Затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением, мимика бедная, движения невыразительн ые. Выполняет Затрудняется в танцевальную выполнении композицию с задания из-за некоторыми рассеянности подсказками внимания Не способен запомнить последовательн ость движений или нуждается в большом количестве показов. Высокий уровень (30-40 баллов) предполагает высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к 17 танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Во время занятия собран, внимательно следит за показом педагога, запоминает новый материал с 3-5 исполнений по показу. Средний уровень (19-29 балла) предполагает слабую творческую активность детей, довольно простые движения, исполнение лишь однотипных движений. Ребенок передает только общий характер и темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений. Низкий уровень (8-18 баллов) предполагает повторение детьми несложных упражнений за педагогом, но при этом повторы их вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки, движения отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения, мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. Упражнения на гибкость вызывают затруднения. 2.6. Методический материал Структура занятия Занятие состоит из подготовительной (вводной), основной и заключительной частей и начинается с поклона. Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения. Третья часть занятия - музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы. Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия: в подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров 18 движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается. Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный. Виды и типы занятий занятия проводятся с применением различных структур: I. Традиционное занятие II. Тематическое занятие III. Сюжетное занятие IV. Игровое занятие V. Занятие - импровизация Ниже приводится краткая характеристика каждому виду занятия. I. Традиционные занятия делятся на: - обучающие; - закрепляющие; - итоговые. 1. Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На занятии может быть введено не более 2-3 комбинаций. 2. Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога. 3. Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации. II. Тематическое занятие Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Цель занятия: Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений. На занятии используются: 19 1. Основные виды движений: а) ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом и др.; б) бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку») и др.; в) прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкое поскакивание и др. 2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц: упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног. 2. Плясовые движения: – элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др.; - разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций. III. Сюжетное занятие Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок. В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях) Цель занятия: развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок. Развивать художественно-творческие способности по средством ритмической пластики. Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения. Занятие состоит из основных трех частей. Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. «сказочная зарядка». Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию. 20 Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми. Можно использовать следующие сюжетные темы: «На лесной опушке», «Новогодняя сказка», «Путешествие по сказкам», «Теремок», «Осень в гости к нам пришла», «Весенняя карусель». IV. Игровое занятие Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие. Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная. В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует теме, предлагаемой педагогом по типу зарядки. Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия. В заключительной части используются музыкально-ритмические композиции, соответствующие данной теме занятия. Можно использовать следующие темы игровых занятий: «В гостях у трех поросят», «Путешествие в Морское царство», «Поход в зоопарк», «В гости к Чебурашке» и др. Возможно итоговое занятие, которое проводится в виде диагностики развития музыкальных и двигательных способностей по всем видам деятельности музыкального движения, усвоенному в какой-то определенный отрезок времени: например, гимнастический комплекс, элементы русского народного танца, ритмические рисунки и т. д., для достижения наибольшей эффективности результатов необходима строгая продуманность каждого занятия, отдельных его частей, использование широкого арсенала методических приемов обучения, индивидуальный подход. V. Занятие - импровизация На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа. Занятие-импровизация, как правило, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкальноритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии. 21 Занятие-импровизация проходит в свободной импровизированной форме. Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей. Следует помнить о физической, психической, эмоциональной нагрузках, стараться не переутомлять детей большим количеством материала, избегать однообразных заданий. Занятия должны приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал. Надо шире привлекать их к показу движений, объяснению двигательных заданий и правил игры, оценки деятельности друг друга. Тематическое планирование Первый год обучения (5-6 лет) Тематическое планирование Вводное занятие 1. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения занятия (поклон). 2. Познакомить с требованиями к внешнему виду. 3. Разговор о технике безопасности на занятиях. 4. Провести начальную диагностику на элементарных движениях. ТЕМА «Волшебное знакомство с танцем» Задачи: 1. Познакомить детей с различными видами танцев: народными, классическими, современными, бальными. 2. Рассказать о танцах народов различных стран и познакомить с их характерными особенностями. 3. Рассказать о пользе танца для здоровья детей. 4. Беседа о любимых танцах. ТЕМА «Ее Величество Музыка» Задачи: 1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее. 2. Расширить представления о танцевальной музыке 22 3. Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики к музыкальным образам. 4. Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки. Содержание: 1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика, ритмический рисунок, регистр, строение). 2. Такт, размер 2/4, 4/4. 3. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, шагом, движением, предметом). - творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4, 4/4. Дети начинают делать движение по очереди на каждый следующий такт; - выделять сильную долю, слышать слабую долю; - игра: «Вопрос – ответ», «Эхо», «Повтори-ка» - прохлопывать заданный ритмический рисунок. 4. Музыкальный жанр - полька, марш, вальс (устно определить жанр) - игра: «Марш – полька – вальс 5. Слушать музыку acapella, уметь двигаться под нее. ТЕМА «Игровой стретчинг» Задачи: 1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям. 2. Развивать природные данные детей. 3. Укреплять физическое и психическое здоровье. 4. Расширять музыкальный кругозор. 5. Пополнять словарный запас терминами, принятыми в танцевальном искусстве. Содержание: 1. Упражнения на полу: постановка корпуса; работа на стопы; растяжка; работа над укреплением брюшного пресса, мышц шеи. 2. Работа над ритмом и координацией (марш, прыжки, хлопки, шаги+хлопки). 3. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Свечка», «Лодка», «Кошка», «Рыбка». 1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов вперед: «Улитка», «Ванька-встанька», «Коробочка» 2. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер», «Часики». 23 3. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Рак», «Павлин», «Бег», «Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Таракан». 4. Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок», Медвежонок»; тянем носочки вперед в положении сидя;. поочередно сгибаем и выпрямляем ноги, упражнение «Утюжок». 5. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет», «Дощечка», «Пловцы». 6. Упражнения для тренировки равновесия: «Цапля», «Журавель» 7. Растяжки «лягушка» в положении сидя и лежа. 15. Игровая композиция «Просто так». ТЕМА «Партерный экзерсис» (элементы классического танца) Задачи: 1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины. 2. Формировать правильную осанку и координацию движений. 3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов. Содержание: 1. Экзерсис на середине: постановка корпуса (ноги в свободном положении); понятия рабочая нога и опорная нога; позиции ног (I-я, II-я, III-я, vІ при относительной выворотности ног); постановка корпуса в I – II – III позиции; releve на полупальцы; demi - plie в I – II – III-VI позиции; чередование releve и demi – plie; grand-plie в I – II – III-VI позиции; battement tendu во всех направлениях (I-я позиция); cote (легкие прыжки); позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я; перевод рук из позиции в позицию (рort de bras – I форма); ТЕМА «Играя, танцуем» (комплексы ритмопластики) Задачи: 1. Развивать внимание, память, координацию движений. 2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов. 3. Двигаться в соответствии с характером музыки. 4. Учить через движения передавать эмоциональный настрой произведения. Содержание: 24 «Разноцветная игра», «Красная шапочка», «Любитель-рыболов», «Кошкимышки», «Танцуем, сидя», «Стирка», «Голубая вода», «Буратино». Танцевальные этюды на современном материале. 4. ТЕМА «Рисунок танца» Задачи: 1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве. 2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах. 3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы. Содержание: 1. Движение по линии танца. 2. Рисунок танца «Круг»: замкнутый круг; раскрытый круг (полукруг); круг в круге; сплетенный круг (корзиночка); лицом в круг, лицом из круга; круг парами, круг противоходом. Научить перестраиваться из одного вида в другой. 2. Рисунок танца «Колонна», «Линия»: перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний, передний план); перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих). 3. Понятие «Диагональ»: перестроение из круга в диагональ; перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно указав ведущих). Рисунок танца «Спираль». Игра «Клубок ниток». 5. Рисунок танца «Змейка»: горизонтальная. Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего). ТЕМА «Народный танец» Задачи: 1. Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями, формами. 25 2. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения. 3. Научить основам русского танца. Содержание: 1. Введение в предмет «Русский танец»; 2. Постановка корпуса; 3. Изучение основ русского народного танца: - развитие подвижности стоп на основе элементов «елочка», «гармошка», ковырялочка; - работа рук в русском танце; - навыки работы с платочком; - русский поклон; - подскоки; - тройные прыжочки - бег с вытянутыми носочками - боковой галоп - шаг с вытянутыми носочками (хороводный) - хлопки - движение с выставлением ноги на носок; - «ковырялочка» вперед и в сторону; - пружинка с поворотом; - приставные шаги в сторону; Ходы: - простой, на полупальцах, - боковой, приставной, - боковой ход «припадание» по VI позиции, - беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад. Подготовка к «дробям»: - притопы, - удары полупальцами, удары каблуком; Хлопки и хлопушки для мальчиков: - одинарные по бедру и голенищу. - каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все направления; - присядка с выставлением ноги на пятку ТЕМА «Бальный танец» Задачи: 26 1. Познакомить детей с историей бального танца. 2. Научить основам танца «Полька». 3. Разучить основные элементы танца «Вальс». Содержание: 1. Введение в предмет 2. Изучение основ танца «Полька»: подскоки, галоп; комбинирование изученных элементов; положения в паре: «лодочка», руки «крест- накрест», мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на плечи. 3. Изучение основ танца «Вальс»: основные элементы: «качели», «вальсовая дорожка», «перемена»; вalance (покачивание в разные стороны) работа в паре: положение рук в паре, вращение «звездочка»; простые танцевальные комбинации. ТЕМА «Танцевальное ассорти» (репетиционно-постановочная работа) Задачи: 1. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку. 2. Подготовить к показательным выступлениям. 3. Учить выражать через движения заданный образ. Содержание: Хороводные танцы: «Россия-матушка», «Красный сарафан» Сюжетные танцы: «Ходики», «Аквариум», «Лягушки и цапля» Детские танцы «Барбарики», Танец гномиков, «Раз, ладошка», «Зажигай!», «Танец с лентами», «Вальс знакомств», «Весенняя фантазия». Танцы народов других стран: «Украинская полечка» «Сиртаки», «Русские узоры», «Казачата», «Веселый рок-н-рол», Образные танцы «Пингвины», «Снеговики», «Бабочки», «Стирка», «Моряки». 27 Второй год обучения (6-7 (8) лет) Тематическое планирование ТЕМА «Волшебное знакомство» (Введение в предмет) Задачи: 1. Познакомить детей с историей рождения танца, жанрами танцевального искусства. 2.Рассказать о пользе занятий танцами. 3. Познакомить детей с разновидностями бальных танцев. 4. Беседа о стилях и направлениях. ТЕМА «Ее величество Музыка» Задачи: 1. Закрепить знания, навыки, полученные ранее. 2. Уметь анализировать музыкальное произведение, двигаться в соответствии с музыкой. Содержание: 1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика, ритмический рисунок, регистр, строение). 2. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, шагом, движением, предметом). 3. Такт, затакт, размер 2/4, 3/4, 4/4. - уметь выделять сильную долю; - уметь начинать движение с затакта; - творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4, 3/4, 4/4. Дети начинают делать движение по очереди на каждый следующий такт; - игра: «Вопрос – ответ», «Эхо», «Повтори-ка» 4. Музыкальный жанр - полька, марш, вальс, полонез, галоп (устно определить жанр) - игра: «Марш – полька – вальс» 5. Слушать музыку acapella, уметь двигаться под нее. ТЕМА «Игровой стретчинг» Задачи: 1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям. 28 2. Развивать природные данные детей. 3. Укреплять физическое и психическое здоровье. 4. Расширять музыкальный кругозор. 5. Пополнять словарный запас терминами, принятыми в танцевальном искусстве. Содержание: 1. Упражнения на полу: - постановка корпуса; - работа на стопы; - растяжка; - работа над укреплением брюшного пресса. 2. Работа над ритмом и координацией (марш, прыжки, хлопки, шаги+хлопки). 3. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Кобра», «Колечко», «Свечка», «Мостик», «Лодка», «Кошка», «Рыбка». 8. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов вперед: «Носорог», «Ежик», «Чайка», «Слон», «Улитка», «Ванька-встанька», «Коробочка» 9. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Муравей», «Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер», «Часики». 10. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Рак», «Павлин», «Бег», «Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Таракан». 11. Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок», Медвежонок»; тянем носочки вперед в положении сидя;. Поочереди сгибаем и выпрямляем ноги, упражнение «Утюжок». 12. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет», «Дощечка», «Пловцы». 13. Упражнения для тренировки равновесия: «Орел», «Крыло». 22. Растяжки «лягушка» в положении сидя и лежа, полупагаты. 23. Игровая композиция «Сказка о жадном императоре» ТЕМА «Партерный экзерсиз» (элементы классического танца) Задачи: 4. Развивать мускулатуру ног, рук, спины. 5. Формировать правильную осанку и координацию движений. 6. Подготовить детей к изучению более сложных элементов. Содержание: 29 2. Экзерсис на середине: постановка корпуса (ноги в свободном положении); понятия рабочая нога и опорная нога; позиции ног (I-я, II-я, III-я, vІ при относительной выворотности ног); постановка корпуса в I – II – III позиции; releve на полупальцы; demi - plie в I – II – III-VI позиции; чередование releve и demi – plie; grand-plie в I – II – III-VI позиции; battement tendu во всех направлениях (I-я позиция); cote (легкие прыжки); перегиб корпуса вперед и в сторону. позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я; перевод рук из позиции в позицию (рort de bras – I форма); повороты головы на 1/2; 1/4. ТЕМА «Играя, танцуем» (комплексы ритмопластики) Задачи: 1. Развивать внимание, память, координацию движений. 2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов. 3. Двигаться в соответствии с характером музыки. 4. Учить через движения передавать эмоциональный настрой произведения. Содержание: «Разноцветная игра», «Любитель-рыболов», «Кошки-мышки», «Танцуем, сидя», «Стирка», «Ни кола, ни двора», «Кукляндия», «Звериная аэробика» Танцевальные этюды на современном материале. ТЕМА «Рисунок танца» Задачи: 1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве. 2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах. 3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы. Содержание: 3. Движение по линии танца. 4. Рисунок танца «Круг» (рассказ из истории): замкнутый круг; раскрытый круг (полукруг); круг в круге; 30 4. сплетенный круг (корзиночка); лицом в круг, лицом из круга; круг парами. Научить перестраиваться из одного вида в другой. 2. Рисунок танца «Колонна», «Линия»: перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний план); перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих). 3. Понятие «Диагональ»: перестроение из круга в диагональ; перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно указав ведущих). Рисунок танца «Спираль». Игра «Клубок ниток». 5. Рисунок танца «Змейка»: горизонтальная; вертикальная. Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего). 6. Рисунок танца «Воротца»: Русский танец «Воротца». Игра – танец «Бесконечный». ТЕМА «Народный танец» Задачи: 4. Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями, формами. 5. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения. 6. Научить основам русского танца. Содержание: 3. Введение в предмет «Русский танец»; 4. Постановка корпуса; 3. Изучение основ русского народного танца: - развитие подвижности стоп на основе элементов «елочка», «гармошка», ковырялочка; - работа рук в русском танце; - навыки работы с платочком; - русский поклон; - подскоки; - припадания; 31 - тройные прыжочки - бег с вытянутыми носочками - боковой галоп - шаг с вытянутыми носочками (хороводный) - хлопки - движение с выставлением ноги на носок; - движение «ключик» - «ковырялочка» вперед и назад - пружинка с поворотом - приставные шаги в сторону Ходы: - простой, на полупальцах, - боковой, приставной, - боковой ход «припадание» по VI позиции, - беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад. Подготовка к «дробям»: - притопы, - удары полупальцами, удары каблуком; Хлопки и хлопушки для мальчиков: - одинарные по бедру и голенищу. - каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все направления. ТЕМА «Бальный танец» Задачи: 4. Познакомить детей с историей бального танца. 5. Научить основам танца «Полька». 6. Разучить основные элементы танца «Вальс». 7. Разучить основные движения танца «Вару-вару» Содержание: 4. Введение в предмет 5. Изучение основ танца «Полька»: подскоки, шаг польки, галоп; комбинирование изученных элементов; положения в паре: «лодочка», руки «крест- накрест», 32 мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на плечи. 6. Изучение основ танца «Вальс»: основные элементы: «качели», «квадрат», «ромб», «вальсовая дорожка», «перемена»; вalance (покачивание в разные стороны) работа в паре: положение рук в паре, «ромб» в паре, вращение «звездочка»; простые танцевальные комбинации. 7. Изучение основ танца «Вару-вару» • выброс ног поочередно в прыжке вперед:; • выброс ног поочередно с прыжке с разные стороны; • комбинированноые изучение основных элементов; • рисунок танца: - положение an face; - положение «лицом друг к другу» • работа в паре: - положение рук в паре; - положение ног в паре; - вращение в паре «волчок»; • работа над ритмом: - похлопывание основного ритма танца; - работа над ритмом в движении. ТЕМА «Танцевальное ассорти» (репетиционно-постановочная работа) Задачи: 4. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку. 5. Подготовить к показательным выступлениям. 6. Учить выражать через движения заданный образ. Содержание: Хороводные танцы: «Аленушки», «Василек», «Родные просторы» Сюжетные танцы: «У самовара», «Отдых летом», «На птичьем дворе» 33 Детские танцы «Барбарики», «Пробуждальный» танец, «Веселые квадраты», «Зажигай!», «Десантники», «Анастасия», «Весенняя фантазия». Танцы народов мира: «Восточный танец», «Сиртаки», «Русский перепляс», «Еврейский танец», «Казачата», «Ковбои», «Аргентинское танго», «Танец с тросточками», «Веселый рок-н-рол», «Кармен» (испанский танец», «Цыганский танец». Образные танцы «Пингвины», «Снеговики», «Гномики», «Бабочки». 2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребѐнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Дополнительное образование должно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому в Программе представлены традиционные и инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников для того чтобы дети и родители чувствовали себя в детском саду комфортно, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим совершенствуются формы сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка: Познавательные формы – (которые призваны повышать психологопедагогическую культуру родителей). - родительское - презентация собрание (это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием предлагаемых услуг); - тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей с коллегами или переадресовать вопрос); - открытые мероприятия для родителей (родителей знакомят со дополнительной услуги (в результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми); - рекламные буклеты; -устный педагогический журнал (раскрывает вопросы ознакомления с проблемой, - папки – передвижки 34 Досуговые формы (устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми) Наглядноинформационные формы (решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя). Информационноаналитические формы (сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ); - «Дни открытых дверей»; - индивидуальные консультации (квалифицированные ответы на вопросы родителей). - совместные развлекательные мероприятия практические задания, темы для обсуждения); - праздники папки – передвижки - памятки для родителей - видеофильмы. - уголок для родителей (в котором размещена полезная для родителей и детей информация); - доска объявлений (это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др). анкетирование (выяснение образовательных потребностей родителей - личные блокноты (информация о новых достижениях ребенка, оформление стендов 35 общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей. интересные высказывания детей); - почта обратной связи. 36